- +-Герменевтическая эмпатия в клиенто-центрированной терапии[недоступно]
Я поддерживаю гипотезу о том, что эмпатия в клиентоцентрированной терапии, для того чтобы быть эффективной, должна выполнять герменевтическую функцию. Термин «герменевтический» понимается в интерпретации GADAMER´а. Согласно ему, герменевтическая эмпатия пытается обнаружить целостность внутреннюю логику клиента, когда встречается с неполным переживанием последнего. Соответственно, эмпатическое понимание терапевта содержит больше, чем изначальное самопонимание клиента. На это герменевтическое измерение указывают точка зрения ROGERS´а об эмпатии и концепциия воспроизведения (concept of reconstituting) GENDLIN´а. Тем не менее в контексте теории межличностного взаимодействия ROGERS´а герменевтический ключ к осознанию инконгруэнтности клиента дают только конгруэнтное не-принятие и не-понимание терапевта. Кроме того, глубокое эмпатическое понимание инконгруэнтности, а также принятие того, на что (в данный момент) нельзя ответить позитивным отношением, становится возможным благодаря пониманию биографического контекста и обладанию эмпатическими знаниями (о психических расстройствах). В заключение, я рассматриваю инконгруэнтные реакции терапевта. Они не дают доступа к личности клиента, но должны помочь терапевту попытаться достигнуть более адекватного самопонимания.
// Esser U., Pabst H., Speierer G.-W: (Eds.): The power of the person-centered approach. Koln, GwG, 1996, pp. 65-80. Перевод с немецкого: Elisabeth Zinschitz
В настояще время публикация недоступна.- http://www.ifkik.ru/docs/empatiyavkct.doc
- http://pk.mgppu.ru/index.php?option=com_remository&Itemid=32&func=download&id=90&chk=05e9c958cd035ce09dd7fb8175776068&no_html=1&fname=Wolfgang+W.+Keil+Germenevticheskay+empatiy.pdf
- +-Разъяснение теории личностно-ориентированной психотерапии[недоступно]
Чтобы более ясно проиллюстрировать клинические аспекты личностно-ориентированной психотерапии, следует расширить ее теоретические обоснования. Под расширением имеется в виду не добавление других концепций, а объяснение того, что содержится в ней имплицитно. Описанные Роджерсом «необходимые и достаточные условия терапевтического изменения личности» ставят в центре внимания отношение терапевта к клиенту. Роджерс лишь вскользь упоминает тип и глубину внутреннего переживания клиента, порождаемого подобными отношениями и являющегося необходимыми для процесса психотерапии. Джендлин детально разработал это в своей концепции переживания. Эта концепция, отчасти и по мнению Роджерса, может рассматриваться как первое расширение его теории терапии. Чисто клинические аспекты этой концепции терапии могут быть объяснены, если — основываясь на теории личности Роджерса — принять во внимание, что в психотерапии мы имеем дело с неконгруэнтным (рассогласованным) и защитным, отрицаемым или пустым переживанием. В дополнение к этому, необходимо принять во внимание малопонятные формы переживания, вызванные ранними нарушениями и задержкой развития («хрупкие процессы», согласно Warner), а также «пред-символические» формы переживания (согласно Prouty). Расширенная личностно-ориентированная теория терапии должна (и в данной лекции делается такая попытка) иллюстрировать то, каким образом психотерапевт может распознать подобный тип переживания (диагностический момент), а так же (и прежде всего!), демонстрировать, каким образом «неполноценное» переживание может быть трансформировано в эффективное конгруэнтное переживание. Необходимо также подчеркнуть, какими именно профессионально важными качествами должен обладать психотерапевт, что он должен знать и уметь, чтобы помочь или дать возможность таким изменениям осуществиться на практике. Прежде всего, подобную профессиональную компетентность мы видим в возможности устанавливать близкие и насыщенные терапевтические отношения, а так же в возможности работать на разных уровнях символизации. Расширенная клиническими аспектами теория личностно-ориентированной терапии, должна описывать, каким образом могут быть достигнуты изменения в личности за счет «принятия, понимания и человеческой Встречи»
// Стенограмма лекции, прочитанной на Третьем Всемирном Конгрессе Психотерапевтов, Вена, 14-18 июля 2002
В настояще время публикация недоступна.- http://pk.mgppu.ru/index.php?option=com_remository&Itemid=32&func=startdown&id=89
- http://www.pcnp.ru/misc/text/kail2.htm