ENG
         

Ромек Елена Анатольевна Кафедра социальной философии Южный федеральный университет

Ромек Елена Анатольевна - доктор философии, профессор философского факультета Ростовского Государственного Университетета.

Область научных интересов - психиатрия и права человека, теоретические основания психиатрии и психотерапии, социальная история психиатрии и психотерапии, методологические проблемы в психологии, исторические и действительные предпосылки психотерапии, социокультурные формы и закономерности воспитания. В 2003 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Социальный статус психотерапии: становление, функция, концептуально-методологические основания».

Член редакционного совета журнала «Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия». Автор более 60 научных работ.

Публикации
  1. + К вопросу о противоречиях концепций душевной болезни

    Выступив с критикой системы базисных идеализаций позитивистской психиатрии, Л. Бинсвангер противопоставил ей антропологическую психиатрию, в которой «человек не классифицируется по категориям (естественнонаучным или каким-либо иным), а понимается исходя из перспективы его собственного — человеческого — бытия», а «психическое заболевание не объясняется с точки зрения нарушений либо функции мозга, либо биологической функции организма и не понимается в соотнесении с жизненным циклом развития. Оно описывается, скорее, в его связи со способом и образом конкретного бытия-в-мире» [1, с. 65-66]. И все же, несмотря на критику биологического редукционизма, Бинсвангер рассматривал позитивистскую и антропологическую психиатрию в качестве равноправных «концептуальных горизонтов», или способов теоретического выражения душевных расстройств, каждый из которых определяется исходной системой онтологических предпосылок.

    // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2002, №1, с.. 48-65

    http://elena.romek.ru/romek_5.htm
    http://mary1982.narod.ru/romek.htm
  2. + Кто такие психотерапевты, чтобы учить нас жить?

    Дискуссия о критериях эффективности психотерапии началась задолго до ее рождения [1] и не прекращалась на протяжении всей ее столетней истории. Несмотря на оптимизм эмпирических показателей, удовлетворенность пациентов, признание оппонентов и т.п. [2], «честные» психотерапевты продолжают задавать вопросы о целях, «механизме» и границах собственной деятельности [3]. Увы, в современной России в условиях «дикого» рынка психотерапевтических услуг подобные вопросы и питающие их сомнения все чаще расцениваются как интеллектуальные изыски досужих «теоретиков», имеющие весьма отдаленное отношение к практике психотерапии. Разве специалист не стоит ровно столько, сколько ему платят? И разве тот факт, что ему платят (много и/или регулярно) не является очевидным свидетельством эффективности и востребованности его профессиональной деятельности? И не все ли равно, каким образом он добивается результата (удовлетворенности клиента)? «Конечно, если у него имеется диплом или сертификат, дающие право заниматься психотерапией (консультированием)», — уточняют официальные лица. «Тем более, что получить их в нашем отечестве не так уж сложно», — вполголоса добавляют знатоки. А что до сомнений, так ведь они — извечный удел и оправдание неудачников…

    // Е. А. Ромек // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 1/2005 (6). С. 148-158.

    http://elena.romek.ru/romek_9.htm
  3. + Мировоззрение: психотерапия вместо философии?

    от уже несколько лет занятия философией со студентами - первокурсниками я предваряю небольшим "соцопросом". Его цель заключается в выяснении представлений моих юных визави о предмете "матери всех наук". Увы, их ответы не отличаются разнообразием: в 9 случаях из 10 философия отождествляется с мировоззрением. Тем больший эффект производит на них мой "рояль в кустах": вопросы о том, обладают ли мировоззрением люди, даже не подозревающие о существовании философии; способен ли дилетант (философ) обобщить мировоззренческие следствия, скажем, квантовой механики или физики твердого тела, и чего стоят такие обобщения; в чем "особенность" "философского мировоззрения", и кто является носителем последнего и т.п. Впрочем, недоумение моих студентов вполне понятно - разве, словари, энциклопедии и учебники всех мастей не твердят, что "философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место человека в нем"?

    http://elena.romek.ru/romek_1.htm
  4. + О культуре, мультикультурности и преимуществах классики
    http://elena.romek.ru/romek_10.htm
  5. + Психиатрия и права человека

    Если бы противоречия, возникающие в результате применения концептуального горизонта биологии к мышлению, чувствам, поведению, развитию человека имели исключительно теоретическое значение, можно было бы, пожалуй, отнестись к ним с ироничной отстраненностью, руководствуясь постмодернистской толерантностью или, уповая, подобно романтикам Просвещения, на всеразрешающий прогресс науки. Однако эти противоречия выходят далеко за пределы не только медицины, но и научной сферы вообще. По своим гуманитарным, педагогическим, социальным и правовым последствиям они имеют к каждому из нас отношение ничуть не меньшее, чем «психическое старение». Ярким свидетельством тому служит тот факт, что оказание психиатрической помощи регламентируется специальным законом (1), имеющим в виду гарантии прав граждан. Тем самым признается, что функции психиатрии не ограничиваются выявлением и устранением биологических аномалий, вызывающих «душевные болезни», уходом за пациентами, смягчением их страданий, но распространяются также на сферу их гражданских прав. «По существу каждая норма данного Закона, — разъясняют его составители, — прямо или косвенно направлена не только на оказание психиатрической помощи в собственном смысле, но и на соблюдение прав человека и гражданина. Речь идет о соблюдении человеческого достоинства и личных прав (права иметь семью, права на получение медицинской помощи), экономических прав (права на частную собственность, выбор профессии, получение вознаграждения за труд и др.), политических прав (права на выражение своего мнения на выборах и референдумах, на участие в выборах и собраниях, на внесение в органы власти своих предложений и направление жалоб в любые инстанции и т.д.)»

    // Ромек Е.А. Психотерапия: теоретическое основание и социальное становление. Ростов-на-Дону: изд-во РГУ, 2002, с.108-131

    http://elena.romek.ru/romek_8.htm
  6. + Психотерапия: рождение науки и профессии

    В книге обосновывается статус психотерапии как самостоятельной научной дисциплины и сферы практической деятельности. Читатели узнают о попытках обосновать "начала" психотерапии с помощью ведущих философских и психологических учений XX в., познакомятся с драматичной историей противостояния психотерапевтических "партий" - "феноменологического" и "эмпирического" подходов, проанализируют их методологию и поймут, почему, несмотря на различие символов веры, они определяют психотерапию одинаково: "Лечебное воздействие на психику и через нее на организм больного. Что же еще вам тут не понятно?" А непонятное скрывается не только в "воздействии", "психике" и даже "организме", но и в обстоятельствах жизни многих людей, предваряю-щих и вместе с тем готовящих самостоятельный статус психотерапии. Именно эти предварительные условия, начиная с XVIII в., в европейских странах вызвали к жизни особого рода исправительные ("пенитенциарные") настроения и институции, актуализировали вопросы о "нормальности" и "аномальности" как конкретного индивида, так и самого общества, сделали востребованной государственную и частную практику коррекции человеческого поведения. С этими условиями и обстоятельствами, позволяющими разгадать тайну феномена, скрывающегося под названием "психотерапия" и знакомит настоящая книга. Представляет интерес для психотерапевтов, психологов, философов, социологов, социальных работников и всех, интересующихся историей и концептуально-методологическими основаниями психотерапии и психиатрии. Книга может быть использована в качестве учебного пособия по курсам "Теоретические основы психотерапии и психологического консультирования", "История психотерапии", "Методологические основы психологии".

    // ООО "Мини Тайп", 2005

    http://elena.romek.ru/new/sites/default/files/romek_book.pdf
    http://elena.romek.ru/new/content/romek-ea-psihoterapiya-rozhdenie-nauki-i-professii
  7. +Социальный статус психотерапии. Становление, функция, концептуально-методологические основания[недоступно]

    В условиях стремительных социальных изменений, происходящих в российском обществе после распада тоталитарной системы управления, перехода к рыночным отношениям, военно-политических конфликтов с бывшими соотечественниками, кризиса "социальной" сферы, у широких слоев населения сформировалась потребность в профессиональной психотерапевтической помощи и поддержке. Однако эта потребность не находит удовлетворения по ряду причин. Исследование социального статуса психотерапии приобретает особую актуальность. Сторонники разных концепций психотерапевтического законодательства обосновывают свои позиции, главным образом, ссылками на зарубежный опыт. Между тем, этот опыт не только разнообразен, но и противоречив. В США, например, некоторые виды психотерапии вписаны в систему здравоохранения, другие осуществляются в рамках частной психологической практики. В Германии психотерапевтическая помощь финансируется, по преимуществу, из средств медицинского страхования, хотя практика в этой области не требует врачебного образования. В Австрии, Дании, Швейцарии и других европейских странах психотерапия законодательно закреплена в качестве самостоятельной сферы научной и практической деятельности, а к специальному обучению допускаются наряду с врачами и психологами философы, социальные работники, обществоведы и даже священники. В России в 20-е гг. прошлого столетия психотерапия (психоанализ, психотехника, дефектология) получила развитие в рамках сферы образования. Отсюда ясно, что проблема социального статуса психотерапии в нашей стране, как и в любой другой, не может быть решена "по прецеденту", эта проблема - теоретическая. Она заключается в определении предмета и задач психотерапии, выявлении ее социальной функции, реконструкции ее становления в качестве профессиональной сферы деятельности.

    // Дис.... д-ра филос. наук : 09. 00. 11, 09. 00. 01 . -М. : РГБ, 2003 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)

    В настояще время публикация недоступна.
    http://psy-dv.org/load/0-0-0-710-20
    http://www.phantastike.com/link/psychotherapy/social_status_psyc.zip
  8. + Феноменологический метод и дилемма психиатрии: Бинсвангер и Гуссерль

    Преимущественно обсуждение предмета, задач и методов психотерапии в нынешнем столетии тяготеет к двум полюсам — «научному» в позитивистском понимании и феноменолого-герменевтическому. Что касается первого, то он явственно обозначен в трудах З. Фрейда, решительно протестовавшего против отождествления психоанализа с философией, этикой и т. п. [2] и рассматривавшего его в качестве опытной науки, подобной биологии, физиологии и даже физике [3]. Так, описывая в статье «Влечения и их судьба»(1915) метод научного обоснования понятий психоанализа, Фрейд фактически предвосхитил гипотетико-дедуктивную процедуру верификации. Начало научной деятельности, писал он, предполагает обработку материала с помощью «отвлеченных идей, которые берутся из каких-либо иных источников, лежащих, несомненно, вне нового опыта. … Строго говоря, они имеют характер условности, при этом, однако, главная суть заключается в том, что они не выбираются произвольно, а решающее значение при их выборе имеет отношение к эмпирическому материалу, которое предполагается еще раньше, чем его можно узнать и доказать. Лишь после того, как основательно обследована вся область изучаемых явлений, является возможность точно определить ее научные основные понятия и последовательно так изменять их, чтобы можно было применять их в большом объеме и освободить их вполне от противоречий»

    // Вопросы философии, 11, 2001, с. 80-92

    http://elena.romek.ru/romek_3.htm
  9. + Что может дать философия психотерапевту? (Неокантианцы, "принцип дополнительности" Н.Бора и античные "практики себя")

    Предисловие книги Дэниела Бурстона и Роджера Фри произвело на меня двоякое впечатление. Как профессиональный философ я обрадовалась появлению еще одной книги, знакомящей читателей с философскими основаниями психотерапии. Имея в виду односторонне позитивистскую ("естественнонаучную") ориентацию учебных программ медицинских и, увы, психологических факультетов современных университетов, особенно американских, труд Д. Бурстона и Р. Фри дает психотерапевтам возможность восполнить досадный пробел полученного ими образования, причем качественно и системно. Ведь без основательных знаний в области гуманитарных наук эффективно работать в сфере психотерапии вряд ли возможно. Вместе с тем, предисловие заставило в очередной раз задуматься о том, почему после выхода "Общей психопатологии" К. Ясперса (1913), "Феноменологической антропологии" Л. Бинсвангера (1947), "Семинаров" Ж. Лакана (1953-1979), "Экзистенциальной терапии" И. Ялома (1980) и других выдающихся книг подобного рода вопрос о том, нужна ли философия психотерапевту, все еще сохраняет свою актуальность.

    // | home | учебные материалы | Что может дать философия психотерапевту? (Неокантианцы, "принцип дополнительности" Н.Бора и античные "практики себя") Елена Ромек Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия, 2011, №2 (19),

    http://elena.romek.ru/existra2011.html
См.также
  1. Е.Ромек Персональная страница