ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Ожогова Е.Г.

Ожогова Елена Григорьевна - кандидат психологических наук, Омский Государственный Педагогический Университет

Публикации
  1. + Взаимосвязь синдрома «психического выгорания» и особенностей ценностно-смысловой сферы у педагогов общеобразовательных школ

    В последнее время в обществе возрастает потребность в образовательных реформах, несущих в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и позволяющих сохранять здоровье всех участников образовательного процесса. Это возможно, если педагог профессионально компетентен, физически и психологически здоров, а также устойчив к развитию негативных профессионально-обусловленных состояний. На сегодняшний день последняя задача остается трудновыполнимой. В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда учителя, увеличивается риск развития синдрома «психического выгорания». При этом очень мало действующих эффективных психолого-педагогических и медицинских технологий, направленных на сохранение здоровья педагога, снижающих риск формирования синдрома «психического выгорания» и появления кризиса профессии в целом. Впервые феномен «психического выгорания» в социаномических профессиях изучался в западной психологии (H. J. Freundenberger, К. Kondo, H. Kuunarpuu, C. Maslach, S. Jackson, E. Maher, В. Perlman, E. A Hartman, A. Pines, E. Aronson и др.). Исследовательский интерес был в основном сосредоточен на изучении структуры синдрома «психического выгорания», детерминирующих его факторов и многообразных проявлений, а также влияния на психологическое благополучие работника. Несмотря на возрастающий интерес к проблеме «психического выгорания» в отечественной и зарубежной психологии, современные научные взгляды не позволяют составить единого представления о сущности «психического выгорания», его детерминантах и закономерностях развития (М. В. Борисова). Исследователи синдрома «психического выгорания» прежде всего, отмечают деформацию эмоциональной сферы личности. Однако многими учеными неоднократно подчеркивается его сложный и многоуровневый характер (Т. В. Большакова, М. В. Борисова, М. Буриш, Е. К. Веселова, Н. Е. Водопьянова, К. Маслач, В. Е. Орел, А. А. Руковишников), на что, в первую очередь, указывают признаки и симптомы синдрома «психического выгорания»: от усталости и излишней эмоциональной напряженности в процессе выполнения профессиональной деятельности, до состояния глубокой невротизации, экзистенциального отчаяния, ощущения пустоты и бессмысленности жизни (М. Буриш, Т. И. Рогинская). Неменьшим изменениям подвергается ценностно-смысловая сфера личности (наблюдаются кризис ценностей, внутриличностный конфликт, переживание одиночества, сильная зависимость от работы, разочарование в своих профессиональных идеалах). Вместе с тем, именно особенности ценностно-смысловой сферы у педагогов изучены меньше всего. В литературных источниках упоминается такой детерминирующий фактор, как потеря смысла жизни (Н. Е. Водопьянова, Н. В. Гришина, К. Муздыбаев). Более подробно изучены следующие факторы: неудовлетворенность жизнью, переживание одиночества, отсутствие душевного комфорта (Р. Вейс, К. Маслач, Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова). По мнению современных исследователей (Т. А. Богданова, М. В. Борисова, М. Буриш, Е. К. Веселова, Е. Н. Водопьянова, Н. В. Гришина, С. А. Маничев), актуальными является малоизученный экзистенциально-аксиологический аспект анализа «выгорания», включающий исследование взаимосвязи «выгорания» с такими факторами, как критические жизненные события, ценности, разочарование в избранном деле, обесценивание и потеря смысла своих усилий, переживание одиночества, сильная зависимость от работы, приводящая к отчаянию и экзистенциальной пустоте.

    // АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Саратов – 2008

    http://www.ceninauku.ru/page_15453.htm
    www.sgu.ru/files/nodes/22453/_news_737.doc