ENG
         

Зигмунт Бауман (1925) - британский социолог (эмигрировал из Польши в Великобританию в 1968 г.), один из наиболее авторитетных теоретиков социологического знания. По его мнению, ключевая проблема современной социологии - проблема человеческой свободы. Работам З.Баумана присуща вдумчивая философская рефлексия, направленная на выявление источников и ограничений свободы человека в мире «постсовременности». Это определяет совершенно особый, во многом не традиционный социологический дискурс. Известен благодаря своим исследованиям Холокоста и постмодернистского консумеризма. В его сферу научных интересов входят глобализация, антиглобализм/альтерглобализм, модерн, постмодерн, модернити.

Публикации
  1. +Идентичность в глобализирующемся мире[недоступно]

    «В последние годы наблюдается настоящий взрыв интереса к концепции ‘идентичности’», — заметил Стюарт Хэлл во введении к сборнику работ, опубликованному в 1996 году [1]. Прошло всего несколько лет с тех пор, как было сделано это замечание, и этот взрыв породил невиданный шквал мнений. Пожалуй, никакой иной аспект нашей жизни не привлекает сейчас такого внимания философов, социологов и психологов. Дело не в том, что «исследования идентичности» становятся сегодня независимой и быстро развивающейся отраслью [знания]; происходит нечто большее, и можно сказать, что «идентичность» становится призмой, через которую рассматриваются, оцениваются и изучаются многие важные черты современной жизни. Признанным объектам изучения социальных наук присваиваются новые формулировки и придается новый вид, чтобы они соответствовали дискуссиям, ныне вращающимся вокруг оси «идентичности». Так, обсуждение проблем справедливости и равенства пошло вдруг в терминах «признания», культура оценивается в понятиях личностных, групповых или категориальных различий, креолизации и гибридности; политические же процессы все чаще сопрягаются с теоретизированием вокруг проблемы прав человека (то есть прав на собственную идентичность) и повседневного поведения (то есть оформления, обсуждения и утверждения идентичности). Я полагаю, что впечатляющее возрастание интереса к «обсуждению идентичности» может сказать больше о нынешнем состоянии человеческого общества, чем известные концептуальные и аналитические результаты его осмысления. Учитывая это и не стремясь составлять еще одну «оперативную справку» о тезисах и контртезисах, составляющих данную дискуссию, я намерен сосредоточиться на отслеживании эмпирических основ, а через них — и структурных корней того знаменательного изменения в интеллектуальном климате, наиболее характерной чертой которого становится центральное место, занятое «проблемой идентичности».

    В настояще время публикация недоступна.
    http://simulacres.by.ru/texts/ztk/bauman_1gl.htm
  2. + Индивидуализированное общество. Нужен ли любви рассудок

    Любовь боится рассудка; рассудок боится любви. Одно упорно старается обойтись без другого. Но, когда это им удается, жди беды. Таковы, в самом кратком изложении, превратности любви. И разума. Отделение их друг от друга означает катастрофу. Но в их диалоге, если он слу­чается, редко рождается приемлемый modus vivendi. Разум и любовь говорят на разных, труднопереводимых языках; обмен словами приводит, скорее, к углублению взаимного несогласия и подозрительности, чем к истинным пониманию и симпатии. На самом деле любовь и рассудок гораздо реже обмениваются мнениями, чем просто стараются перекричать друг друга.

    // Индивидуализированное общество

    http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/baum/03.php