-
+
-
Драматургия Л.Н.Толстого как пограничный феномен
В жанровой системе Л. Н. Толстого драматургия занимает особое место. Это обусловлено целым рядом причин. Во-первых, доведенные до конца драматургические опыты относятся к позднему периоду его творчества и в этом отношении достаточно однородны. Во-вторых, Толстой никогда не скрывал своей неприязни к театральности и ко всякой условности вообще, что делает сам факт существования толстовских пьес неким парадоксом. Как феномен позднего толстовского творчества драматургия оказывается под воздействием нескольких тенденций и традиций: народной, религиозной и светской («классической»). Представляется важным осмыслить феномен толстовской драмы не просто в плане наследования ею той или иной традиции, но именно в аспекте их скрещивания, пересечения, т. е. за счет акцентирования самой пограничности.(1) Строя систему религиозного, духовно-дидактического театра. Толстой стремился прежде всего быть понятным самому простому человеку — отсюда частое использование материала из крестьянской жизни, а также своеобразные попытки преодоления самой «театральности». Однако этим попыткам противостоит неоспоримая, вопреки субъективному желанию автора «вырваться» за пределы «условности», перейти от «ненародного» искусства к искусству подлинно «народному» (если воспользоваться терминологией трактата «Что такое искусство?»), включенность толстовской драмы в мировую классическую традицию, в русский и мировой литературный процесс (ср. неоднократно отмечавшиеся многочисленные примеры преемственности Толстого по отношению к формам русского театра, к творчеству Н. В. Гоголя и А. Н. Островского в частности).
- http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1195560821&archive=1195597215&start_from=&ucat=&