- +-«Вопрос о Боге» в хайдеггеровской философии 30-х гг[недоступно]
Вопрос об отношении Хайдеггера к теологии, религии, о его понимании Бога является достаточно сложным, даже принимая во внимание, прежде всего, непосредственные высказывания философа. Как отмечают сейчас многие исследователи, здесь важно избегать категоричных и оттого прямолинейных, неточных утверждений, хотя при этом все же можно с определенностью выстраивать собственную позицию. Именно такие достаточно однозначные характеристики и трактовки высказывались в связи с послевоенными идеями мыслителя, начиная с его Письма о гуманизме, которое многими было прочитано как «поворот» от «философии Dasein», отказ от собственного прежнего философствования. И одним из существенных подтверждений радикальной перемены позиций казалась все более явно проступающая проблематика сакральности, всерьез обсуждаемая философом, который прежде говорил о «восставании на Бога».но из публикаций и исследований двух последних десятилетий становится понятно, что основная часть относящихся к данной теме принципиальных идей и положений позднего творчества Хайдеггера сложилась в течение 30-х годов.
// 2009 Теоретический журнал «Credo new»
В настояще время публикация недоступна.- http://credonew.ru/content/view/853/61/
- +-История между «жизнью» и «смертью»: О. Шпенглер и М. Хайдеггер[недоступно]
Еще в прошлом столетии немецкий историк Э. Шмидт охарактеризовал XVIII век как век философский, а XIX — как век исторический. Если применить эти оценки к современности, то XX век можно назвать веком борьбы с историей. Особой полемичностью отличалось начало столетия, когда европейское сознание стремилось преодолеть им же созданное и уже ставшее стереотипным «историческое мышление». Среди его наиболее спорных моментов были: сведение исторического процесса преимущественно к рационализированной социально-политической истории, гипостазирование зафиксированного источниками события (принцип исторического исследования, сформулированный Л. фон Ранке) и пр. Новые же концепции отказывались от крайностей схематизирующего рационализма и этатизма, стремясь соединить историческое знание с живой исторической действительностью и одновременно подчеркивая неоднозначность обеих составляющих. Значительный импульс в этом направлении был задан философией жизни, в частности идеями Ф. Ницше и В. Дильтея, утверждавшими изначальную историчность человеческой природы. Тема историко-временно́й основы человеческого существования была развернута в концепциях О. Шпенглера и М.Хайдеггера
В настояще время публикация недоступна.- http://www.philos.msu.ru/vestnik/philos/art/2001/brosova_history.htm