- +-Возможный человек[недоступно]В настояще время публикация недоступна.
- http://www.akipkro.ru/books/statia/mamard.txt
-
+
-
Если осмелиться быть...
..."проблема молодежи" есть, в действительности, проблема общества, как оно сложилось в послевоенный период, т. е. проблема взрослых. Проблема их инфантильности. Общество-то за это время успело сползти в онемение, в некий цепенящий абсурд. Откуда молодым людям быть личностями и уметь работать, если социальное омертвение и анемия лишили их интенсивной и полной жизни?
// Мамардашвили М.К. ´Как я понимаю философию´ - Москва: Прогресс, 1990 - с.368 Часть беседы опубликована в: ж-л "Наше наследие. М., 1988, № 3, с. 22-27, а также в: ж-л "Родник". Рига, 1989, № 11, с. 45-49.
- http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001103/st017.shtml
- +-К проблеме метода истории философии (Критика исходных принципов историко-философской концепции К. Ясперса)[недоступно]
Из всего довольно пестрого конгломерата историко-философских концепций, бытующих ныне на Западе, наибольший интерес представляет, пожалуй, экзистенциалистская интерпретация истории философской мысли. Наиболее полно и систематично эта интерпретация разработана Карлом Ясперсом, который не только посвятил всемирной истории философии специальный труд ("Die grossen Philosophen". Munchen, 1957; см. также его работы об отдельных крупных философах, такие, как "Descartes und die Philosophie". 1947, "Nietzsche", 1949 и др.), но и свою собственную философию рассматривает лишь как средство изучения истории философии, как мыслительный аппарат понимания великих исторических образцов философствования (см.: "Philosophie". Berlin, 1956, Bd. I, S. XIX). Занятие историей философии расценивается Ясперсом как последняя серьезная философская задача, доставшаяся современности.
// Мамардашвили М.К. ´Как я понимаю философию´ - Москва: Прогресс, 1990 - с.368
В настояще время публикация недоступна.- http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001103/st020.shtml
- +-Категория социального бытия и метод его анализа в экзистенциализме Сартра[недоступно]В настояще время публикация недоступна.
- http://www.philosophy.ru/library/mmk/sartre.html
-
+
-
Наука и ценности - бесконечное и конечное
Дело в том, что смысл явлений, подобных науке (и, может быть, искусству), невыводим целиком из человеческих интересов, из той конечной размерности, какую это явление получает в отношении к измерениям, налагаемым на него естественным устройством человека и конкретного человеческого общежития, их потребностями и запросами, их способностью придать ценность этому явлению и ассимилировать его в своем "теле". Но этот невыводимый остаток - тоже человеческий, хотя мы и не можем пояснить его прямо, ибо находимся внутри него, внутри его связи со всем мирозданием, не можем указать на него в конечно-предметных терминах и в терминах какого-либо конкретного задаваемого образа человека, ибо не можем сами себя, в отличие от барона Мюнхгаузена, вытащить за волосы из болота. Это заставляет нас менять при тех же фактах просто характер самой аргументации и говорить косвенно, символически о том в нас, о чем мы не можем говорить прямо. Действительно, в образовании и развитии человеческого существа участвуют прежде всего явления, имеющие конечную размерность, - это конкретные и всегда локальные человеческие (социальные, культурные, этические) установления, нормы и условности и связанная с ними упорядоченность. Они формируют человека и дают ту картину разброса локальных культур и общежитий по географической и временной осям, которую мы наблюдаем в мировой истории. Но это - не единственные человекообразующие силы, и человеческие смыслы, упорядоченность существования формируется не только таким путем. Ведь с точки зрения бесконечности природы установления нашего бытия, культурного обмена, пользы, ценностей, правил жизни общения совершенно условны -в том числе и та процедура, которую мы сейчас осуществляем и которую мы называем "Круглым столом"...
// Мамардашвили М.К. ´Как я понимаю философию´ - Москва: Прогресс, 1990 - с.368 Выступление на "Круглом столе" по теме "Наука, этика, гуманизм". Опубликовано в: "ВФ". М., 1973, № 8, с. 98-100.
- http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001103/st012.shtml
- +-Необходимость себя[недоступно]В настояще время публикация недоступна.
- http://www.gestalt-rostov.ru/page.php?id=892
-
+
-
О сознании
- http://soznanie-mnema.narod.ru/mamard_concsiousness1.htm
- http://www.philosophy.ru/library/mmk/concsiousness1.html
- +-Одиночество - моя профессия[недоступно]В настояще время публикация недоступна.
- http://www.philosophy.ru/library/mmk/odinoch.html
-
+
-
Проблема объективного метода в психологии
- http://psylib.org.ua/books/_zimamar.htm
- http://narrativepsy.narod.ru/num1-2004_45.html
- +-Проблема человека в философии[недоступно]В настояще время публикация недоступна.
- http://www.philosophy.ru/library/mmk/homo.html
- http://www.psychology.ru/library/00021.shtml
- +-Психологическая топология пути (курс лекций 1-36, 1984 - 1985)[недоступно]В настояще время публикация недоступна.
- http://www.philosophy.ru/library/mmk/topology.html
- +-Феноменология - момент, сопутствующий всякой философии[недоступно]В настояще время публикация недоступна.
- http://www.philosophy.ru/library/mmk/phenom.html
-
+
-
Философия и личность
Тема моего сообщения - "Философия и личность". Я прошу с самого начала понять меня правильно: замысел выступления не состоит в том, чтобы излагать какую-нибудь философскую теорию личности. Я вообще сомневаюсь, что такая есть и что такая возможна. Я лишь хочу высказать какие-то соображения о связи этих двух вещей, каждая из которых неясна, и поскольку мне чудится, что есть какое-то особое, близкое отношение между личностью и философией, и что-то выделяющее это отношение из всех возможных отношений, как философии с чем-то другим: с наукой, например, с миром, так и личности с чем-то другим, скажем, с индивидом, с процессами обучения человека и т. д. Есть что-то близкое, что одновременно из совокупности других проблем выделяет и то, и другое. И вот я, вращаясь в рамках интуитивного представления и о том, и о другом, и не претендуя ни на какие определения отдельно личности или философии, пытаюсь просто эксплицировать нашу интуицию, которая есть у всех нас... ...есть какие-то основания, по которым нам и хочется, и колется зачислять философию в науки. Мы знаем, что философия - это теория, это работа с понятиями, т. е. определенный вид интеллектуальной теоретической деятельности. И тем не менее, когда кто-нибудь говорит нам, что философия - это наука, мы как-то невольно вздрагиваем. Вот почему вздрагиваем? В чем здесь дело? Та общая связка одного и другого, связка, которая вместе выделяет в особую, взаимосвязанную проблему философию и личность, она, эта связка, лежит в одном очень интересном обстоятельстве самой человеческой жизни, сознательной жизни, и в самом феномене, который мы, тоже интуитивно, называем "человек", выделяя его в какой-то специфический облик, без каких-либо определений (я специально такие слова и употребляю), выступающий на фоне Вселенной, космоса, на фоне существ, которые составляют Вселенную. Что-то в нем есть и особенное, выделяющее его, и таинственное, очевидно. Во всяком случае, самые большие проблемы, перед которыми стоит человек,- это те загадки, которые он сам-собой-себе-задал.
// Человек 5/94, С. 5-19
- http://orel.rsl.ru/nettext/russian/mamardashvili/philos_i_lichnost.htm
- http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=778&binn_rubrik_pl_articles=108