ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Мамардашвили М.К.

Мамардашвили, Мераб Константинович

Мамардашвили, Мераб Константинович (1930-1990) - российский философ, сыгравший в 1960- 1980 гг. большую роль в возрождении философского климата в стране. Мамардашвили мало издавался при жизни, но часто выступал с курсами лекций по актуальным проблемам философии в МГУ, во ВГИКе, в Институте общей и педагогической психологии, в университетах других республик и стран. Его ученики и последователи записывали эти лекции на магнитофон, перепечатывали. Они и послужили основой для посмертного издания его книг.

После окончания аспирантуры (1957) Мераб Константинович работал вначале в редакции журнала "Вопросы философии", где была опубликована его первая статья "Процессы анализа и синтеза", а в 1961 году был командирован в Прагу в журнал "Проблемы мира и социализма". Позже он работал в научных институтах Москвы, а также читал лекции на психологическом факультете МГУ, в Институте кинематографии, на Высших курсах сценаристов и режиссеров, в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР, а также в других городах (Рига, Вильнюс, Ростов-на-Дону). Фактически эти лекции, или беседы, как он называл их, - они записывались обычно на магнитофон, - и составляют основу его творческого наследия. В 1970 году в Тбилиси Мамардашвили защитил докторскую диссертацию, а еще через два года ему присвоили звание профессора. В эти же годы по приглашению главного редактора журнала "Вопросы философии" И. Т. Фролова он занимал должность его заместителя (1968-1974). При жизни Мераба Константиновича были изданы всего три небольшие книги: "Формы и содержание мышления", "Классический и неклассический идеалы рациональности" и "Как я понимаю философию". Остальное - курсы лекций, посвященные Декарту, Канту, Марселю Прусту, по истории античной и современной философии, "Введение в философию", а также подготовительные материалы к ним и многочисленные доклады - находилось в "архиве" и увидело свет только в последние годы, уже после его смерти.

Публикации
  1. +Возможный человек[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.akipkro.ru/books/statia/mamard.txt
  2. + Если осмелиться быть...

    ..."проблема молодежи" есть, в действительности, проблема общества, как оно сложилось в послевоенный период, т. е. проблема взрослых. Проблема их инфантильности. Общество-то за это время успело сползти в онемение, в некий цепенящий абсурд. Откуда молодым людям быть личностями и уметь работать, если социальное омертвение и анемия лишили их интенсивной и полной жизни?

    // Мамардашвили М.К. ´Как я понимаю философию´ - Москва: Прогресс, 1990 - с.368 Часть беседы опубликована в: ж-л "Наше наследие. М., 1988, № 3, с. 22-27, а также в: ж-л "Родник". Рига, 1989, № 11, с. 45-49.

    http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001103/st017.shtml
  3. +К проблеме метода истории философии (Критика исходных принципов историко-философской концепции К. Ясперса)[недоступно]

    Из всего довольно пестрого конгломерата историко-философских концепций, бытующих ныне на Западе, наибольший интерес представляет, пожалуй, экзистенциалистская интерпретация истории философской мысли. Наиболее полно и систематично эта интерпретация разработана Карлом Ясперсом, который не только посвятил всемирной истории философии специальный труд ("Die grossen Philosophen". Munchen, 1957; см. также его работы об отдельных крупных философах, такие, как "Descartes und die Philosophie". 1947, "Nietzsche", 1949 и др.), но и свою собственную философию рассматривает лишь как средство изучения истории философии, как мыслительный аппарат понимания великих исторических образцов философствования (см.: "Philosophie". Berlin, 1956, Bd. I, S. XIX). Занятие историей философии расценивается Ясперсом как последняя серьезная философская задача, доставшаяся современности.

    // Мамардашвили М.К. ´Как я понимаю философию´ - Москва: Прогресс, 1990 - с.368

    В настояще время публикация недоступна.
    http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001103/st020.shtml
  4. +Категория социального бытия и метод его анализа в экзистенциализме Сартра[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.philosophy.ru/library/mmk/sartre.html
  5. + Наука и ценности - бесконечное и конечное

    Дело в том, что смысл явлений, подобных науке (и, может быть, искусству), невыводим целиком из человеческих интересов, из той конечной размерности, какую это явление получает в отношении к измерениям, налагаемым на него естественным устройством человека и конкретного человеческого общежития, их потребностями и запросами, их способностью придать ценность этому явлению и ассимилировать его в своем "теле". Но этот невыводимый остаток - тоже человеческий, хотя мы и не можем пояснить его прямо, ибо находимся внутри него, внутри его связи со всем мирозданием, не можем указать на него в конечно-предметных терминах и в терминах какого-либо конкретного задаваемого образа человека, ибо не можем сами себя, в отличие от барона Мюнхгаузена, вытащить за волосы из болота. Это заставляет нас менять при тех же фактах просто характер самой аргументации и говорить косвенно, символически о том в нас, о чем мы не можем говорить прямо. Действительно, в образовании и развитии человеческого существа участвуют прежде всего явления, имеющие конечную размерность, - это конкретные и всегда локальные человеческие (социальные, культурные, этические) установления, нормы и условности и связанная с ними упорядоченность. Они формируют человека и дают ту картину разброса локальных культур и общежитий по географической и временной осям, которую мы наблюдаем в мировой истории. Но это - не единственные человекообразующие силы, и человеческие смыслы, упорядоченность существования формируется не только таким путем. Ведь с точки зрения бесконечности природы установления нашего бытия, культурного обмена, пользы, ценностей, правил жизни общения совершенно условны -в том числе и та процедура, которую мы сейчас осуществляем и которую мы называем "Круглым столом"...

    // Мамардашвили М.К. ´Как я понимаю философию´ - Москва: Прогресс, 1990 - с.368 Выступление на "Круглом столе" по теме "Наука, этика, гуманизм". Опубликовано в: "ВФ". М., 1973, № 8, с. 98-100.

    http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001103/st012.shtml
  6. +Необходимость себя[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.gestalt-rostov.ru/page.php?id=892
  7. +О сознании[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.philosophy.ru/library/mmk/concsiousness1.html
    http://soznanie-mnema.narod.ru/mamard_concsiousness1.htm
  8. +Одиночество - моя профессия[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.philosophy.ru/library/mmk/odinoch.html
  9. +Проблема объективного метода в психологии[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://psylib.org.ua/books/_zimamar.htm
    http://narrativepsy.narod.ru/num1-2004_45.html
  10. +Проблема человека в философии[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.philosophy.ru/library/mmk/homo.html
    http://www.psychology.ru/library/00021.shtml
  11. +Психологическая топология пути (курс лекций 1-36, 1984 - 1985)[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.philosophy.ru/library/mmk/topology.html
  12. +Феноменология - момент, сопутствующий всякой философии[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.philosophy.ru/library/mmk/phenom.html
  13. + Философия и личность

    Тема моего сообщения - "Философия и личность". Я про­шу с самого начала понять меня правильно: замысел выступ­ления не состоит в том, чтобы излагать какую-нибудь фило­софскую теорию личности. Я вообще сомневаюсь, что такая есть и что такая возможна. Я лишь хочу высказать какие-то соображения о связи этих двух вещей, каждая из которых не­ясна, и поскольку мне чудится, что есть какое-то особое, близкое отношение между личностью и философией, и что-то выделяющее это отношение из всех возможных отношений, как философии с чем-то другим: с наукой, например, с ми­ром, так и личности с чем-то другим, скажем, с индивидом, с процессами обучения человека и т. д. Есть что-то близкое, что одновременно из совокупности других проблем выделяет и то, и другое. И вот я, вращаясь в рамках интуитивного представления и о том, и о другом, и не претендуя ни на ка­кие определения отдельно личности или философии, пытаюсь просто эксплицировать нашу интуицию, которая есть у всех нас... ...есть какие-то основания, по которым нам и хочется, и колется зачислять философию в науки. Мы знаем, что философия - это теория, это работа с понятиями, т. е. оп­ределенный вид интеллектуальной теоретической деятельно­сти. И тем не менее, когда кто-нибудь говорит нам, что фи­лософия - это наука, мы как-то невольно вздрагиваем. Вот почему вздрагиваем? В чем здесь дело? Та общая связка одно­го и другого, связка, которая вместе выделяет в особую, взаи­мосвязанную проблему философию и личность, она, эта связ­ка, лежит в одном очень интересном обстоятельстве самой че­ловеческой жизни, сознательной жизни, и в самом феномене, который мы, тоже интуитивно, называем "человек", выделяя его в какой-то специфический облик, без каких-либо опреде­лений (я специально такие слова и употребляю), выступаю­щий на фоне Вселенной, космоса, на фоне существ, которые составляют Вселенную. Что-то в нем есть и особенное, выде­ляющее его, и таинственное, очевидно. Во всяком случае, са­мые большие проблемы, перед которыми стоит человек,- это те загадки, которые он сам-собой-себе-задал.

    // Человек 5/94, С. 5-19

    http://orel.rsl.ru/nettext/russian/mamardashvili/philos_i_lichnost.htm
    http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=778&binn_rubrik_pl_articles=108
См.также
  1. Сайт посвященный М.К. Мамардашвили