- +-Условия становления личностной рефлексии в подростковом возрасте[недоступно]
Глубокие изменения, протекающие в социально-экономической жизни страны, приводят к изменению социально-культурной среды. Эти изменения диктуют необходимость поиска новых подходов к психологическим проблемам воспитания подростков как людей активных, творческих, социально-мобильных. Исследования психического развития подростков дают возможность представить его как многогранный процесс, в котором выделяется несколько центральных составляющих, ведущих моментов, по-разному, интерпретируемых в психологических концепциях. Так, в зарубежной психологии их обозначают как «основные задачи развития» либо «центральные линии развития» (Р. Бенедикт, У. Бронфенбреннер, Ш. Бюлер, А. Валлон, М. Кле, Дж. Марсиа, Ж. Пиаже, Г.С. Салливен, Э. Эриксон, С. Холл, Э. Шпрангер, Э. Штерн и др.), а в отечественной — «ведущая деятельность и центральные новообразования возраста» (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, К.Н. Поливанова, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин, Б.Д. Эльконин, и другие). Определяющей тенденцией всего подросткового возраста в разных концепциях и теориях является становление субъектности (К.Н. Поливанова, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, Б. Д. Эльконин), идентичности (М. Кле, Дж. Марсиа, 3. Фрейд, Э. Эриксон), самосознания (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др.). В ряде концепций выделено и иное новообразование — рефлексия (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.И. Слободчиков, Э. Шпрангер и др.). В контексте этого новообразования речь идет о поворотном пункте в ходе психического развития личности, когда ребенок осознает и себя в своей целостности, и свою способность саморазвития. На наш взгляд, недостаточно исследованными остаются механизмы развития ряда центральных новообразований подросткового возраста, в том числе и рефлексивности, в то время как активизация поиска выхода из проблемной ситуации, возможности иначе взглянуть на себя, решается благодаря рефлексивной способности. Современные исследователи рефлексивности относят данный феномен к общей человеческой способности (А.В. Карпов и И.М. Скитяева), единице умственного действия (В.В. Давыдов, С. Аткинс и К. Мерфи), к структуре саморегуляции личности (Ю.Н. Кулюткин), уровню дискурсивного мышления (И. Н. Семенов, Н.Г Алексеев), к слою самосознания (В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов), к механизму выбора (В.А. Лефевр), или рассматривают как деятельность по установлению отношений между связями объектов (Г.П. Щедровицкий), как способ группового взаимодействия (М.И. Найденов), как способность сознания и самосознания (П. Зелазо, В.В. Барцалкина, А.Ю. Агафонов) и т.д. В нашем исследовании за основу берется понимание рефлексии как общей способности человека, предложенное в работах А.В. Карпова, И.М. Скитяевой (2002). Авторами рефлексия трактуется как «комплексное синтетическое образование, выступающее одновременно как психический процесс, свойство и состояние субъекта (36, 276)». Показывается, что рефлексивность является «надинтегральным психическим процессом «третьего порядка», обеспечивающим регуляцию как внешней, так и ограниченной рамками внутреннего плана деятельности (36, 274)». Рефлексивность как сложное психическое образование «представляет собой интегрированный симптомокомплекс личностных и когнитивных характеристик, обладающий свойством структурности по уровню своей организации. Рефлексивность, наряду с интеллектом, обучаемостью и креативностью, принадлежит к структуре общих способностей (36, 279)».
В настояще время публикация недоступна.- http://tipa-biblioteka.narod.ru/Hayajnen__pdf.rar