- +-Софиологическая и неопатристическая концепции личности[недоступно]
В своем докладе я хотел бы рассмотреть конкретный спор, который вели уже 65 лет назад. Была концепция личности, существовавшая внутри софиологии позднего о. Сергия Булгакова, и была противостоящая ей концепция молодого тогда Владимира Николаевича Лосского. И мне кажется, что этот спор еще как следует не разобран и не оценен, поэтому я хотел бы предложить здесь свое видение этого спора, поскольку, думаю, в контексте нашей конференции это важно, особенно после тех докладов, которые мы слышали вчера и сегодня. Итак, что, собственно, представляет из себя софиологическая концепция личности? Софиология о. Сергия Булгакова в ее окончательном виде предполагает, что София тварная, т.е. природа мира, ипостасирующаяся в человеческой ипостаси, есть инобытие Софии (природы, или сущности) божественной, погружение в становление, как бы ее отражение в тварном мире. Прежде всего это значит, что если Сущность божественная, божественная София, свободно полагается Им в акте Его любви и, следовательно, свободна от всякой необходимости, то сущность (природа) человеческая, или София тварная, предстает перед ним и в нем как факт, как нечто заданное извне, выступающее как некая необходимость (природа — как что-то такое, что нам дано извне, как та наша сущность, которую мы не очень-то вольны изменить). Из-за этого с самого начала и существует мир — первоначально как нечто внешнее нам, а после грехопадения уже и совсем объективированное, отчужденное и даже враждебное.
В настояще время публикация недоступна.- http://www.sfi.ru/lib.asp?rubr_id=755&art_id=3991