ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Скрипкина Т.П.

Скрипкина Татьяна Петровна Скрипкина Татьяна Петровна - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии развития Ростовского государственного университета, заслуженный деятель науки республики Ингушетия. Автор более 150 научных и научно - методических работ, среди которых 5 монографии, главы в монографиях, учебные пособия, статьи, методические разработки. Область научных интересов: доверие как условие социализации личности; проблемы профессионального развития личности; разработка форм, видов и направлений работы психологической службы образования; формы психологического сопровождения детей и подростков, воспитывающихся в семье и вне семьи; особенности консультирования детско-родительских отношений; работа с детьми с отклонениями в развитии.

Публикации
  1. +Доверие и Толерантность: существуют ли границы?[недоступно]

    Быть толерантным без доверия к миру как базовой фундаментальной установки личности невозможно, поэтому можно предположить, что базовое доверие к миру является фундаментальным условием позиции толерантности. Толерантный человек не боится иного и готов если не взаимодействовать с ним, то, по крайней мере, его принять, попытаться его понять. Другим фундаментальным условием позиции подлинной толерантности выступает наличие доверия к себе. Именно оно позволяет человеку принимать иное, быть терпимым к нему до тех пор, пока это принятие не входит в противоречие с его ценностями и смыслами, пока это иное не вредит ему. Поэтому доверие к себе должно гармонично сочетаться с доверием к миру, прежде всего социальному, со всем его разнообразием позиций, взглядов, ценностей. Взаимность позиций лежит в основе подлинной диалогичности, возможности услышать другого и быть услышанным самому.

    // «Век толерантности» выпуск 3 – 4

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.tolerance.ru/vek-tol/3-0-skripkina.html
  2. + Доверие как социально-психологическое явление

    Радикальные социальные преобразования, происходящие в реформируемой России, породили социальную нестабильность, сопровождаемую резким разрушением устоявшихся норм и стереотипов, острым кризисом системы ценностей, обусловленным противоречивостью перехода от социоцентрической системы ценностей к персоноцентрической, увеличением числа «степеней свободы» для выбора себя и свое«жизни каждым конкретным индивидом. Многие не в состоянии справиться с таким выбором и потому добровольно отказываются от полученной долгожданной свободы, стремясь обратно»в несвободу«(Э.Фромм). Для множества людей это оборачивается утратой чувства личностной целостности, идентичности, утратой ощущения себя субъектом своих действий и поступков (Г.М.Андреева, 1997), что порождает кризис доверия, обнаруживаемый на всех уровнях социально-психологических отношений. В таких условиях особенно важным оказывается поиск способов и средств, которые могли бы оказаться полезными не только в деле адаптации к новым условиям жизни, но и в деле сохранения личностной целостности и аутентичности. Многие отечественные исследователи отмечают (КА.Абульхано-ва-Славская, 1991; Г.М.Андреева, 1997; А.Г.Асмолов, 1990; Б.С.Братусь, 1997, 1998; В.П.Зинченко, 1992; В.П.Зинченко, Е.Б.Моргунов, 1995, К.А.Муздыбаев, 1983, 1998; В.А.Петровский, 1992 и др.), что реализация целостного подхода к личности сопровождается активным изучением ценностных, сложно-эмоциональных и смысло-жизненных (интегративно-психологических) феноменов, таких как милосердие, сострадание, любовь, надежда и т.п. Современный этап развития психологической науки характеризуется переходом от исследований,»закованных«в жесткие рамки естественнонаучной методологии, четко очерченного пространства психических явлений,»вписывающихся" в нее, в сторону выявления и изучения различных феноменологических характеристик психического. К их числу можно отнести явления человеческой свободы, рефлексии, духовности, нравственности и др. К таким явлениям относятся вера и доверие, столь на долгое время изгнанные из психологического тезауруса. Как отмечает П.Н.Шихирев (1993) современная психологическая наука при всем разнообразии имеющихся подходов и школ еще долго не будет в состоянии полноценно решать экзистенциальные проблемы личности, если будет продолжать отказываться от исследования феномена веры, моральных переживаний и доверия. Логика развития самой психологической науки обуславливает поиск ответа на вопросы, что такое доверие, каковы его механизмы, закономерности формирования и какие функции оно выполняет в жизни человека. Каждая личность, делая свой выбор, исходит из оснований собственной веры и доверия. В этой связи изучение проблем социальной психологии доверия становится социально значимой задачей. Несмотря на наличие социального заказа на изучение доверия и потребностей отечественной психологии в анализе данного феномена, до последнего времени доверию не только было отведено второстепенное место, но и его психологический смысл был упрощен и сведен к некоторому одномерному представлению о нем. Анализ работ как отечественных, так и зарубежных авторов показал, что в различных направлениях психологической науки речь шла о трех самостоятельных областях, где доверие чаще всего называлось в качестве условия существования какого-либо другого явления

    // АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук Ростов-на-Дону -1998

    http://dissertation1.narod.ru/avtoreferats1/a1.htm