ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Кузнецов В.В.

Кузнецов Владимир Викторович - кандидат философских наук.

Публикации
  1. + Достоинство человека как духовная красота

    Подлинное понимание того, что есть человеческое достоинство, приходит в момент предельного испытания. Честь и достоинство были святы для А. С. Пушкина, человеком чести он оставался в течение всей своей недолгой жизни, но своей кульминации верность чести достигла у поэта в ситуации его роковой дуэли и последующих предсмертных страданий. Испытывая невыносимые муки, поэт полностью сохранял самообладание и присутствие духа: "Не может быть, чтобы этот вздор меня пересилил". Героическая дуэль и мученическая кончина венчали его жизненный путь. Так, Ф. М. Достоевский считал величайшей жизненной задачей сохранение в себе именно человеческого, несмотря на все жизненные испытания и страдания. В письме брату Михаилу сразу после несостоявшейся смертной казни, он пишет: "Я не уныл и не упал духом. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не уныть и не пасть - вот в чем жизнь, в чем задача ее".[1] Попытка определить, что есть достоинство, выявить его сущность, затрагивает наиболее глубинные основания человеческого бытия. М. Хайдеггер полагает, что человек - сущее, существо которого в бытии-вот, в присутствии (Dasein). Таким образом, немецкий философ стремился дать определение неопределимому человеческому существу. Человек бытийствует настолько, насколько он осуществляет возможность своего присутствия.

    http://aesthetics-herzen.narod.ru/kuznezov.htm
  2. + Нравственный смысл человеческого достоинства

    Идея достойного. Достойное как должное, как требуемое возможное. Идеи свободы и ответственности как метафизические основания достоинства. Стыд и совесть как формы ответственности. "Стыд спасёт мир". (А. Тарковский). Идея совести как со-знание с Богом.

    // Философский век. Альманах. Вып. 21. Науки о человеке в современном мире. Часть 1 / Отв. редакторы Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. - СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2002. - 402 с.

    http://ideashistory.org.ru/pdfs/a21.pdf