ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Власова О.А.

Власова Ольга Александровна

Власова Ольга Александровна. Кандидат философских наук, доцент кафедры философии факультета философии, социологии и культурологии Курского государственного университета
Родилась в Курске в 1982 г.В 2004 г. окончила факультет клинической психологии Курского Государственного Медицинского Университета.В 2004-2006 гг. обучалась в аспирантуре кафедры философии Курского государственного университета.Тема кандидатской диссертации: «Становление и развитие антипсихиатрии: историко-философский анализ» (2006, СПбГУ).
Область научных интересов: современная зарубежная философия, философская компаративистика, феноменология, экзистенциально-феноменологическая психиатрия, антипсихиатрия

Публикации
  1. + Антипсихиатрия. Социальная теория и социальная практика

    Данная работа не единственная, написанная Ольгой Власовой, однако, насколько можно судить, на сегодняшний день наиболее заметная. При этом она написана по крайне малоизученной (и малоизвестной) в России теме антипсихиатрии, которая, между тем, представляет собой одно из наиболее интересных явлений, выросших из "бурных шестидесятых". Очевидное достоинство монографии - обзорность предоставления материала, благодаря чему читатель может получить действительно "объемное" представление о таком явлении как "антипсихиатрия", причем как с позиций самих теоретиков и практиков, так и с позиции их критиков. Книга предназначена для тех, кто интересуется историей психиатрии и историей культуры, социально-кри-тическими течениями и контркультурными проектами, для специалистов в области биоэтики, истории, методологии, эпистемологии науки, социологии девиаций и философской антропологии.

    http://www.al24.ru/wp-content/uploads/2014/08/%D0%B2%D0%BB%D0%B0_12.pdf
    http://www.koob.ru/vlasova_o/antipsychiatry_v
  2. + Антипсихиатрия: становление и развитие

    Монография посвящена одному из самых влиятельных междисциплинарных движений западной философии и культуры XX века - антипсихиатрии. Впервые в отечественной литера- туре проводится комплексный анализ концептуального поля ан- типсихиатрии, воссоздается его генезис и эволюция. Издание рассчитано на специалистов в области истории философии, психологии и психиатрии, а также всех, кто инте- ресуется проблемами взаимодействия философского и конкрет- но-научного знания.

    // Антипсихиатрия: становление и развитие. Монография. Москва: Изд-во РГСУ "Союз", 2006. - 221 с. ISBN 5-7139-0346-X

    http://www.jkhora.narod.ru/vlasova01.pdf
    http://narod.yandex.ru/100.xhtml
  3. + Власть общества и автономия безумца: антипсихиатрический проект Томаса Саса

    Статья посвящена анализу антипсихиатрического проекта Томаса Саса. Опираясь на переводные и оригинальные тексты мыслителя и вписывая их в контекст социальной теории антипсихиатрии, автор анализирует основные положения и противоречия его антипсихиатрического проекта.

    // Вестник Самарской гуманитарной академии. Выпуск "Философия. Филология. " - 2010. - № 2 (8) стр.87-100. Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ, проект № 10-06-00078а "Социальная теория и социальная практика антипсихиатрии".

    http://www.phil63.ru/vlast-obshchestva-i-avtonomiya-bezumtsa-antipsikhiatricheskii-proekt-tomasa-sasa
  4. + Герберт Шпигельберг и прикладная феноменология

    Область психологии, психопатологии и психиатрии Шпигельберг называет той сферой, где феноменология приобрела особенно большое значение. Именно самобытностью феноменологических исследований, их своеобразием в психологической науке, а также в психиатрической клинике он и аргументирует потребность написания отдельной работы. Шпигельберг обращается как к психологии, так и к психиатрии. Работа состоит из двух частей: «Вклад феноменологии в психологию и психиатрию: общая картина» и «Исследование ведущих фигур феноменологической психологии и психиатрии». Он фактически не разделяет психологию и психиатрию в описании влияния на них феноменологии, аргументируя такую позицию чрезвычайно высокой степенью их пересечения. Конечно же, он понимает психологию и психиатрию в их традиционном и общепринятом смысле. Кроме психиатрии Шпигельберг выделяет как сферы влияния феноменологии психопатологию и психоанализ, дифференцируя их как от психологии, так и от психиатрии. Психопатология определяется, прежде всего, как теоретическая дисци- плина, предметом которой служат психические расстройства, психиа- трия же — в большей мере как клиническая практика. В первом разделе затрагиваются как традиционные для исследований по истории феноменологии фигуры Ф. Брентано, К. Штумпфа, Э. Гуссерля, А. Пфендера, М. Гайгера, М. Шелера, М. Хайдеггера, Н. Гар- тмана, Г. Марселя, Ж.-П. Сартра, М. Мерло-Понти, П. Рикера (что фак- тически повторяет первую работу Шпигельберга), так и такие испы- тавшие влияние феноменологии направления, как Гёттингенская шко- ла психологии (Д. Катц, Е. Рубин, В. Шапп, Г. Гофман), Вюрцбургская школа (А. Мессер, К. Бюлер, Н. Ах, О. Зельц), гештальт-психология (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер, А. Гурвич, К. Дункер, К. Левин). От- дельная глава первого раздела касается распространения феноменологии в континентальной психологии после Второй мировой войны

    // Логос. 2006. № 6. С. 162-166.

    http://www.ruthenia.ru/logos/number/57/07.pdf
  5. + Дорогами Гуссерля и Хайдеггера: Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ как проект деструкции оснований

    В статье анализируется проект феноменологической психиатрии и экзистенциального анализа: реконструируются идеи Э. Штрауса, В.Э. фон Гебзаттеля, М. Босса и др. В качестве фундамента этого проекта автор предлагает рассматривать "деструкцию оснований" и подчеркивает, что в этой цели представители феноменологической психиатрии и экзистенциального анализа продолжают идеи Гуссерля и Хайдеггера: Гуссерль и Хайдеггер стремились разрушить основания предшествующей им метафизики, феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ - позитивистские основания психиатрии.

    // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право. - 2009. - № 2(57), вып. 7.-С. 17-23.

    http://cyberleninka.ru/article/n/dorogami-gusserlya-i-haydeggera-fenomenologicheskaya-psihiatriya-i-ekzistentsialnyy-analiz-kak-proekt-destruktsii-osnovaniy
  6. + Жан-Поль Сартр и антипсихиатрия или как социальная теория проникла в науку о душевных болезнях

    Психиатрия всегда с симпатией относилась к философии. В разные времена она заимствовала у науки наук ровно то, в чем остро нуждалась: во времена Канта — антропологическую концепцию человека разумного, во времена Гуссерля и Хайдеггера — антропологическую концепцию человека переживающего и проживающего мир, в бунтарские шестидесятые психиатрам понадобилась теория человека социального, и здесь как нельзя кстати пришлись идеи Жана-Поля Сартра Рецепция идей Сартра в психиатрии примечательна тем, что наука о душевных болезнях шла здесь наиболее сложным путем. Практически оставив в стороне раннюю концепцию экзистенциального анализа (действительно, удивительно, что экзистенциальный психоанализ, хотя и оказался созвучным экзистенциально- феноменологической психиатрии, в клинике популярен не стал), психиатрия обратилась к поздним социально-диалектическим штудиям Сартра. Центральным направлением здесь оказалась антипсихиатрия, центральной фигурой — шотландский психиатр Рональд Дэвид Лэйнг

    // ХОРА. 2010. 1/2 (11/12)

    http://jkhora.narod.ru/2010-12-07.pdf
  7. + Компаративистика в пространстве междисциплинарного диалога

    Философская компаративистика как направление философских исследований в отечественной и зарубежной традиции разработана, главным образом, по отношению к проблеме «Восток-Запад». Однако не менее плодотворной она оказывается и в области междисциплинарного взаимодействия, при изучении точек схождения теории и практики. В нашем выступлении мы и попытаемся использовать уже существующие нара- ботки и применить их к этой области, затрагиваемой отечественной компаративистикой крайне редко и методологически в рамках нее не разработанной, которая будет представлена нами как поле взаимодействия и взаимовлияния философской теории и клинической практики психиатрии. Ситуация современной философии, обозначаемая в работах по компаративистике, указывает на те изменения, в результате которых и появился сам феномен философской психиатрии. Выделенные по отношению к культурным трансформациям феноме- ны полностью соответствуют таковым в междисциплинарном пространстве философии и психиатрии. Да и сама возможность сравнения этих таких непохожих друг на друга форм диалога — межкультурного и междисциплинарного — возникает вследствие особого статуса психиатрии как науки о хотя и больном, но человеке

    // Власова О.А. Компаративистика в пространстве междисциплинарного диалога // Хора. 2009. № 1. С. 139-143

    http://www.jkhora.narod.ru/2009-01-13.pdf
  8. + Критерии нормативности в пространстве общества и истории: социальная феноменология безумия

    Статья посвящена анализу критериев нормативности и их связи с общественными нормами и историческими эталонами. Рассматриваются идеи Р.Бенедикт, М.Херсковица, Ж.Деверо, К.Ясперса, Л.Бинсвангера, Э.Штрауса, Я.Х.Ван Ден Берга, Т.Саса, Р.Д.Лэйнга, Д.Купера и др. Подчеркивается, что проблема места безумия в общества в XX веке трансформируется в вопрос о ненормальности общества и культуры, изменив тем самым саму культуру отношения к безумию.

    // Журнал социологии и социальной антропологии. Том Х, № 2, 2007. С.184-190.

    http://ecsocman.hse.ru/jssa/msg/33441881.html
  9. + Мишель Фуко в пространстве клиники

    На протяжении всей своей жизни Фуко постоянно обращался к вопросам, связанным с функционированием клинического и, шире, медицинского знания. Это последнее представляет собой прежде всего «медицинский взгляд», археологическое исследование которого предпринял Фуко. Археология взгляда предполагает не трансцендентальную рефлексию по поводу логико-формальных условий медицинского знания, но понимание конкретных условий возникновения того медицинского дискурса, который (в кантовском смысле) современен нам. Этот вопрос чрезвычайно важен для Фуко потому, что, как он обнаруживает уже в первых своих работах, клиника, прежде чем стать специализированным медицинским знанием, была универсальным способом отношения человека © А.В. Дьяков, О.А. Власова, 2008.А.В. Дьяков, О.А. Власова. Мишель Фуко в пространстве клиники к самому себе, да и в наше время продолжает оставаться таковой. Эта мысль появляется уже в «Истории безумия», где Фуко говорит, что отношение человечества к безумию есть его фундаментальный способ самоотношения. В поздних же книгах клиника становится универсальным типом «заботы о себе», характерным для современности. Из «Над- зирать и наказывать» часто вычитывают мысль о том, что «всё есть тюрьма». Вернее было бы сказать, что «всё есть клиника». Клиника тесно связана с сексуальностью или модой, а институт безумия — с философией и религией. Трудно не признать справедливость такого подхода. Вспомним хотя бы штаны Гаргантюа «в виде колонн, с желобками и прорезами сзади, чтобы почкам было не слишком жарко» Поскольку болезнь ограничена, изолирована в некой закрытой области, она «является местом политической борьбы, экономических ограничений и социальных конфронтации»

    // Хора. 2008. № 1. С. 50-62.

    http://www.jkhora.narod.ru/2008-1-05.pdf
  10. +Рональд Лэйнг. Между философией и психиатрией[недоступно]

    Рональд Дэвид Лэйнг (1927-1989) - один из самых известных деятелей эпохи 1960-х гг. и самый популярный психиатр столетия после 3. Фрейда и К. Г. Юнга. Его взгляд на природу безумия и революционная деятельность навсегда изменили облик психиатрии, его книги, выходившие миллионными тиражами и переведенные более чем на двадцать языков, читаются, словно романы и манифесты, а его яркая индивидуальность до сих пор вызывает споры в среде биографов и критиков. Первая русскоязычная биография Лэйнга, построенная на оригинальных источниках, воссоздает канву его жизни и творчества, основные идеи его работ и проектов, представляя его фигуру в единстве множества образов - психиатра и антипсихиатра, философа и социального критика, гуру и революционера.Работа выполнена в рамках проекта "Социальная теория и социальная практика антипсихиатрии" при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (No 10-06-00078а).

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.phantastike.com/link/philosophy/ronald_laing.zip
    https://books.google.ru/books?id=adO0AAAAQBAJ
  11. + Сравнительная антропология в биологии и психиатрии: Карл Ясперс и Конрад. Лоренц

    В статье осуществляется анализ сравнительных междисциплинарных теорий XX века на примере философской психиатрии Карла Ясперса и эволюционной эпистемологии Конрада Лоренца. Делается вывод о том, что сочетание сравнительного и структурно- системного метода позволяет не только развивать теорию на конкретном естественно- научном уровне, но и продвигать метанаучный уровень исследования. Так психиатрия и биология выходят в широкое пространство сравнительной антропологии. В междисциплинарном синтезе появляются новые научные пространства и проблемные области, объединяющим интересом которых является человек и его природа. Ключевые слова: К. Ясперс, К. Лоренц, философская психиатрия, психопатология, эволюционная эпистемология, сравнительная антропология.

    // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 2 (30)

    http://scientific-notes.ru/pdf/035-005.pdf
  12. + Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ. История. Мыслители. Проблемы

    Монография представляет собой первое русскоязычное исследование экзистенци- ально-феноменологической традиции в психиатрии. Анализируя, с опорой на ори- гинальные тексты и биографические материалы, основные идеи представителей феноменологической психиатрии и экзистенциального анализа (К. Ясперса, Э. Минковски, В. Э. фон Гебзаттеля, Э. Штрауса, Л. Бинсвангера, М. Босса и др.) и выстраивая панораму их формирования и развития, автор включает рассматри- ваемую традицию в философский контекст xx века.

    // Издательский дом "Территория будущего", 2010

    http://www.jkhora.narod.ru/Vlasova.pdf
    http://bookz.ru/authors/ol_ga-vlasova/fenomeno_790.html
    http://www.bazaluk.com/scientific-library/book/92.pdf
  13. +Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ: историко-философское исследование[недоступно]

    Современная философия как никогда охотно расширяет свои горизонты и устремляется к незнакомому, иному, принимая другие формы и рождая новые направления. Философия вбирает в себе множество проблем, тем, феноменов и течений, которые ранее не входили в ее предметную область. Точки ее роста, ее проблематизации и самоосмысления все чаще располагаются за ее собственными границами. Поэтому история философии преобразуется, что заставляет исследователей искать как новые ориентиры в анализе историко-философского процесса, так и новые парадигмы. Философское мышление разворачивается в пространстве не только межкультурного диалога, но также и диалога междисциплинарного. Благодаря погружению в предметное поле других наук философия осмысляет специфику своей рефлексии, актуализирует общее и особенное своего дискурса. История философии отражает как постоянный диалог наук и научных мировоззрений, так и научно-философский мировоззренческий диалог. И в этой ситуации рефлексии пограничных феноменов история философии создает особо ценную ситуацию — она позволяет по-новому взглянуть на уже знакомые нам направления. Таким феноменом и является философская психиатрия. Философы XX века проявляют удивительный интерес к психиатрии. Санатории известных психиатров Европы становятся местом встречи мыслящей интеллигенции. Бельвью Людвига Бинсвангера посещают Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, М. Шелер, М. Вебер, А. Пфендер, Э. Кассирер, М. Фуко. На основании исследований психиатров Э. Минковски, Э. Штрауса, Л. Бинсвангера, В.Э. фон Гебзаттеля строит свою Феноменологию восприятия М. Мерло-Понти. В.Э. фон Гебзаттель в своем Баденвейлере принимает опального Хайдеггера и прививает ему почтение и интерес к психиатрии. Впоследствии в доме другого психиатра — М. Босса — Хайдеггер проводит свои знаменитые Цолликонские семинары. Безусловно, эти и другие пересечения заслуживают исследования. Феноменологическая психиатрия (К. Ясперс, Э. Минковски, Э. Штраус, В.Э. фон Гебзаттель) и экзистенциальный анализ (Л. Бинсвангер, М. Босс, Р. Кун и др.) вызревают в философско-клиническом пространстве XX века, когда философия и психиатрия в поисках ответа на кантовский вопрос Что такое человек? обращаются друг к другу. Единая экзистенциально-феноменологическая традиция, объединяющая эти два течения, стоит у истоков взаимодействия философии и психиатрии. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ возникают под влиянием феноменологии Э. Гуссерля, М. Шелера, Т. Липпса, М. Гайгера, А. Райнаха, интуитивизма А. Бергсона, фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, описательной психологии В. Дильтея, понимающей социологии М. Вебера, неокантианства П. Наторпа и др. При адаптации философских идей к методологическим установкам и клинической практике психиатрии положения философских теорий и направлений корректируются и дополняются. В результате вызревает философско-клиническая теоретическая система, имеющая метаонтическую направленность. Как следствие, специфика интереса феноменоbackground image 4 логических психиатров и экзистенциальных аналитиков — пространство патологического опыта.

    // АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Санкт-Петербург 2010

    В настояще время публикация недоступна.
    http://vak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/announcements/filosof/2009/16-11/VlasovaOA.pdf
  14. + Феноменология в пространстве психиатрии: Хайдеггер и клиницисты

    В статье рассматриваются отношения М. Хайдеггера с психиатрами В.Э. фон Гебзаттелем, Л. Бинсвангером. М. Боссом. Показано влияние их воззрений, работ и деятельности на жизнь и идеи Хайдеггера.

    // ХОРА. 2007. N 1/2

    http://jkhora.narod.ru/2007-01-07.pdf
  15. + Феноменология Карла Ясперса: гистология и рентгеноскопия души

    Статья посвящена истокам и содержанию феноменологии Карла Ясперса. Опираясь, преимущественно, на ранние психопатологические работы философа, автор представляет истоки феноменологического метода Ясперса в единстве его собственной жизненной истории и развития науки начала XX в. При этом феноменология рассматривается в сравнении с гистологией, рентгеноскопией и другими медицинскими науками и методами и подчеркивается, что исходный замысел феноменологии - объективное, точное и научное исследование душевной жизни.

    // Вопросы философии. - 2013. - N 2. - С. 89-100.

    http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=704&Itemid=52
  16. +Экзистенциальная аналитика и экзистенциальный анализ: Хайдеггер - Бинсвангер - Босс (pdf)[недоступно]

    // Философско-культурологический журнал Топос №3(17), 2007

    В настояще время публикация недоступна.
    http://http://bel.ehu.lt/webroot/delivery/files/Topos_3%2817%292007.pdf
  17. + Эрвин Штраус: феноменология сенсорного опыта

    Отношение к феноменологии у Штрауса, как и у всех остальных представителей феноменологической психиатрии, было весьма неоднозначное. Его ни в коем случае нельзя называть методологом. Тем не менее, как и для всех феноменологически ориентированных психиатров, для него характерен интерес к проблеме исследовательского подхода. Здесь он и обращается к феноменологии. Он разделяет провозглашенный Гуссерлем призыв «к самим вещам», и следование этому призыву приводит мыслителя к достаточно интересным находкам.

    http://www.scientific-notes.ru/pdf/008-20.pdf
См.также
  1. Персональная страница на сайте журнала Хора