ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Смирнов И.П.

Смирнов Игорь Павлович Смирнов Игорь Павлович (1941) - философ и филолог, теоретик литературы, культуролог, профессор университета в г. Констанц (ФРГ). Основные исследовательские интересы: теория литературы, теория и история культуры, психоанализ и психология истории, философская антропология, психоанализ и психология истории, философская антропология

Занимался также проблемами современной русской литературы (творчество Владимира Сорокина, Дмитрия А. Пригова, новейшая «женская» проза).

Соредактор журнала «Славянский мир» (нем. «Die Welt der Slaven», Мюнхен). Член редакционных советов в журналах «Elementa» (Лос-Анджелес). «Новое литературное обозрение» (Москва), «Звезда» (СПб), «Дискурс» (Москва), «Критика и семиотика» (Новосибирск).

Публикации
  1. + Дискурс философской антропологии

    За общим для Возрождения возвышением человеческого микрокосма до макрокосмического уровня скрывается борьба двух разных воззрений на философствование о человеке. Что уравнивает его с миром? Его неограниченность, способность выходить за собственные пределы, трансцендироваться? Или его авторефлексивность, его пребывание в мире в качестве самодостаточного мира? Вразрез с довозрожденческим мышлением о дизъюнктивном человеке, дизъюнктивное мышление Возрождения схизматизировало себя самое. Ландино считал, что человек служит целому в той степени, в какой он входит в социум — отвергает самоизоляцию ради vita civilis5. В понимании Пико Адам был сотворен для пересечения границ, для свободного волеизъявления. С этой концепцией человека, трансцендентируясь, приобщающегося всему, спорила та, для которой в человеке воплощался в тот или иной степени принцип авторефлексивности. По Фичино, душа совершает кругообразное движение: переходя в другое, она вместе с тем остается на данном ей месте, не становится сама другой (разве свет, падающий на Землю, отрывается от Солнца?), самосоотнесена, с чем бы она не сталкивалась. Природа достигает в человеке, ее зеркале, самоотражения — такова антропология Бовиллуса. Для Бруно человек неисчерпаем в своей субъектности: постоянно возвращающийся к себе, он бесконечен в этом качестве, как и универсумы, которые его окружают.

    // Дискурс. Новосибирск, 1997. 3-4. 11-20.

    http://biblios.newgoo.net/forum-f29/tema-t4181.htm
    http://www.nsu.ru/education/virtual/discourse34_2.htm