- +-"Кризис среднего возраста": теоретическая интерпретация переживаемого опыта[недоступно]
В статье на основе анализа современной зарубежной и отечественной философской, социологической и психологической литературы рассматриваются теоретические интерпретации и эмпирически зафиксированная феноменология "кризиса среднего возраста/середины жизни". С использованием метода биографического интервью были показаны: факультативность его наступления; распространенные стратегии совладания с кризисом, зависимость его проявлений от типа Я-идентичности респондента и его гендера. Ключевые слова: кризис среднего возраста; стратегии совладания с кризисом, типы Я- идентичности личности; жизненное расписание.
В настояще время публикация недоступна.- http://wciom.ru/fileadmin/Monitoring/92/2009_4%2892%29_9_Solodnikovy.pdf
- +-Биполярные возрастные задачи развития личности как теоретический конструкт[недоступно]
В данной работе биполярные задачи развития личности, специфичные для определенного возраста, будут рассмотрены - в качестве предыстории - в рамках классических психологических теорий развития личности, но преимущественно с учетом достижений влиятельного направления в зарубежной социальной науке - развитие личности в течение всей жизни (life-span development). Его представители анализировали жизненный путь личности в целом и предложили понятие задача возраста, которая обладает биполярной структурой (континуум с двумя полюсами).
// МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ: экономические и социальные перемены 1[107] Январь-февраль 2012
В настояще время публикация недоступна.- http://wciom.ru/fileadmin/Monitoring/107/2012_107_18_Solodnikov_Solodnikova.pdf
- +-Зрелый возраст в контексте жизненного пути[недоступно]
Продолжение анализа жизненных ценностей и психологии людей "среднего возраста", их роли в жизни общества. Для многих из них социально-экономические реформы 1980-19990 годов стали тяжелым испытанием, к которому они не смогли приспособиться. Вторичная социализация не всем удалась, отсюда ощущения разочарования, "зацикленности" на прошлом. В то же время многие люди этого поколения являются руководителями хозяйственных государственных и творческих организаций, носителями традиций и моральных норм. Ключевые слова: средний возраст; типология Я-идентичности: хранители, достиженцы, аутсайдеры и негативисты; установки в отношении гендерных ролей.
// "Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены" №2(90) 2009
В настояще время публикация недоступна.- http://wciom.ru/fileadmin/Monitoring/90/2009_2(90)_9_Solodnikovy.pdf
- +-Объект исследования - "средний возраст" человека[недоступно]
Авторы материала, открывающего серию статей о "среднем возрасте" как этапе жизненного пути личности, рассматривают теоретические основания вопроса (взгляды, К.Г.Юнга, Ф. Хадсона, Э. Эриксона, Дж. Марсии, Р. Джосселсон, Дж. Левинсона, П. Перуна и Д. Биелби, а также и П. Балтеса и его коллег). Резюмируется, что ключевыми концептами анализа проблемы "среднего возраста" являются Я-идентичность и задача возраста (Э. Эриксон); динамика нормативных исторических и возрастных событий (П. Балтес); переходы личности из одной возрастной эпохи в другую (Д. Левинсон) и наконец, расписание жизненных событий (П. Перун и Д. Биелби). Ключевые слова: средний возраст; Я-идентичность; задача возраста; нормативные события; расписание жизненных событий
// "Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены".
В настояще время публикация недоступна.- http://wciom.ru/fileadmin/Monitoring/89/2009_1%2889%29_8_Solodnikovy.pdf