ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Введенский А.И.

А.И. Введенский

Александр Иванович Введенский (1856-1925), русский философ и психолог. Родился в Тамбове 19 (31) марта 1856. В 1881 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Его учителями были философ М.Н.Владиславлев и историк К.Н.Бестужев-Рюмин. После магистерского экзамена был командирован на два года в Германию (1884-1886), где слушал лекции Куно Фишера в Гейдельберге. В 1888 защитил магистерскую диссертацию Опыт построения теории материи на принципах критической философии. С 1890 Введенский - профессор философии Петербургского университета, где читает курсы логики, психологии, истории философии. Введенский был одним из инициаторов создания при Петербургском университете Философского общества. 31 января 1898 на первом заседании Общества Введенский, в качестве его председателя, сделал доклад Судьбы философии в России. К его наиболее фундаментальным трудам относятся: Логика как часть теории познания (1909, всего четыре издания), Психология без всякой метафизики (1914, 3 издания).

В сочинении «О пределах и признаках одушевления» (1892) и «Психология без всякой метафизики» (1914) Введенский ставил вопрос о необходимости вывести учение о душе и о сущности психического за пределы психологии. Всякая душевная жизнь, по Введенскому, подчинена закону отсутствия объективных признаков одушевления; признание чужой духовности диктуется человеку только его нравственным чувством. Последнее связано с нравственным долгом, постулирующим принцип свободы воли, бессмертие души, существование бога. Полагая, что научная психология возможна лишь как описательная наука, Введенский считал её основным методом интроспекцию (самонаблюдение). В этой связи Александр Иванович скептически относился к возможностям экспериментальной психологии, получившей развитие в то время. Его логическое учение связано с его гносеологией; функция логики, по Введенскому, - проверять истинность познания, а не открывать новое. В 20-х гг. активный участник философских диспутов, где выступал против материализма и марксизма.

Введенский был редактором многих переводов и изданий европейской философской литературы, автором статей в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона, его перу принадлежит целый ряд работ по гносеологии, метафизике и другим вопросам философии. Университетский курс Введенского «Логика как часть теории познания» был удостоен премии Петра Великого. «Блестящий писатель, сочетавший дар литературного изложения с глубиной анализа, Александр Иванович был едва ли не лучшим в России популяризатором философских знаний. Сборник его статей»Философские очерки«может служить образцом ясности литературного письма и популярного изложения сложных философских вопросов» (Грузенберг С. О. Памяти профессора А. И. Введенского // Вестник знания. 1925. N 7. С. 528).

Введенский был одним из инициаторов учреждения первого в России Философского общества при Петербургском университете и его бессменным председателем с 1899 по 1921 г.


Публикации
  1. + Условия допустимости веры в смысл жизни

    Нередко приходится слышать речи о смысле жизни, о том, в чем должен он состоять и как мы должны расположить свою жизнь, чтобы она не была бессмысленной. Среди молодежи это одна из самых излюбленных тем. Но, говоря о смысле жизни, в большинстве случаев упускают из виду спросить себя: при каких условиях позволительно допускать смысл жизни, употребляя слово "смысл" не в произвольном расплывчатом значении, при котором с ним связывают то одно, то другое понятие, но всегда употребляя его в том общепринятом значении, в котором мы говорим о смысле любой вещи. Указанию этих условий, вернее - важнейшего из них, и посвящается это рассуждение. Вот почему я и озаглавил его "Условия допустимости веры в смысл жизни". Таким образом я отнюдь не намереваюсь говорить о том, каков смысл жизни, в чем именно он состоит. Более того, я даже не стану доказывать, существует ли у жизни какой-нибудь смысл, или же она составляет вполне бессмысленное явление; я возьму мнение о существовании смысла у жизни просто как факт, как более или менее распространенное убеждение, или как веру, и буду говорить только о том, при каких условиях логически позволительна эта вера.