ENG
         

Лега Виктор Петрович (1955) - доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доцент Московского физико-технического института, доцент Московского государственного лингвистического университета. В 1999 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия на тему "Философия Плотина и патристика: взгляд с точки зрения современной православной апологетики".

Публикации
  1. +"Познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин. 8, 32): размышления философа[недоступно]

    В современном обществе прочно устоялась мысль о том, что христианство, как, впрочем, и любая другая религия, ограничивает человека в его свободном выборе и поэтому делает его менее свободным. Действительно, утверждают атеисты, как можно представить себе свободным человека при условии существования всемогущего Бога, предопределяющего все человеческие действия? Да и православные христиане сами называют себя "рабами Божиими", возводят послушание в ранг самых высших добродетелей и т.п. Пожалуй, наиболее ярко эту мысль выразил Ж.-П.Сартр, сказавший, что даже если бы Бог и существовал, то это никак не повлияло бы на человека в плане его свободы и ответственности. Коротко говоря, если человек свободен, значит, Бога нет. Поэтому, пишет Сартр, "экзистенциализм - это не что иное, как попытка сделать все выводы из последовательного атеизма" . Таким образом, атеист утверждает, что православие подавляет свободу, утверждая, что человек - это раб Божий и запрещая человеку делать многое из того, что вполне доступно атеисту. А там, где отсутствует свобода, отсутствует и этика. Отсюда вытекают уж совсем пессимистические выводы относительно христианства. Однако атеистические спекуляции на проблеме свободы вызваны недостаточным пониманием того, что же такое свобода.

    // Доклад на ежегодной международной конференции ПСТГУ.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.legavp.ru/Truth_freed.doc
  2. +Апологетическое значение философского учения о свободе (Плотин, Спиноза, Кант)[недоступно]

    Факт наличия у человека свободы очень часто используется в атеистической полемике с христианством - как на философском, так и на обыденном уровне. На языке философских понятий, пожалуй, наиболее ярко эту мысль выразил Ж.-П.Сартр, сказавший, что даже если бы Бог и существовал, это никак не повлияло бы на человека в плане его свободы и ответственности. Коротко говоря, если человек свободен, значит, Бога нет. Поэтому, пишет Сартр, "экзистенциализм - это не что иное, как попытка сделать все выводы из последовательного атеизма". На обыденном же уровне атеистическая мысль обращает внимание, прежде всего, на то, что в православии человек - это раб Божий, а к тому же он не может делать многое, что вполне доступно атеисту. Как это часто бывает, атеистические спекуляции на проблеме свободы вызваны недостаточным пониманием того, что же такое свобода. Как правило, рассуждения и философов, и простых обывателей не идут далее поверхностного представления - что свободен тот человек, который имеет возможность выбора. Отсюда делается вывод, что поскольку, по их мнению, христианин не имеет свободы (вследствие либо всемогущества Божьего, либо ограничения со стороны догматов и канонов), то, следовательно, он не свободен.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.legavp.ru/Freedom2009.doc
  3. + Проблема личности: святоотеческий и философский подходы

    В XIX веке в трудах Штирнера, Ницше, Бакунина, раннего Маркса и др. философов было провозглашено, что именно целостный человек, личность есть подлинный, не сводимый ни к каким составляющим, предмет философии. XX век в своих школах экзистенциализма и персонализма усилил эти положения, а соединение философских проблем с позитивистским подходом породило прямо-таки вал трудов и направлений по исследованию личности - и в психологии, и в социологии, и в политологии. Так что расхожее мнение сейчас часто относит проблему личности в разряд скорее социологических и психологических, чем философских. Однако любой человек, даже поверхностно знакомый с христианством, скажет, что действительный переворот в понимании человеческой личности произошел именно вследствие искупительной миссии Иисуса Христа. В этом плане христианство решительно противопоставило себя античности. Если множественность для античности была непреодолимой проблемой, лежащей вне научного сознания и являвшейся причиной зла, то христианство, проповедуя любящего Бога, милующего и наказывающего каждого человека и стремящегося к спасению всей твари, показало, что множественность, наоборот, есть результат любви Бога, а не некоего падения

    http://www.pravmir.ru/problema-lichnosti-svyatootecheskij-i-filosofskij-podxody/
  4. + Современная западная философия. Карс Ясперс
    http://www.sedmitza.ru/lib/text/431844/
  5. +Современная западная философия. Сёрен Кьеркегор[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.sedmitza.ru/index.html?did=9033
  6. + Современная западная философия. Экзистенциализм
    http://www.sedmitza.ru/lib/text/431838/
  7. + Эдмунд Гуссерль. Современная западная философия
    http://www.sedmitza.ru/lib/text/431832/
См.также
  1. В.П. Лега. Персональный сайт