ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Ставцева О.И.

Ставцева Ольга Ивановна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Санкт-Петербургского университета профсоюзов, Заместитель декана по научной работе

Публикации
  1. +Кьеркегор и западная религиозно-философская культура XX века[недоступно]

    Существует множество различных взглядов на творчество выдающегося датского мыслителя 19 века С. Кьеркегора, которого поистине можно назвать загадкой своего времени. Он вызывает интерес как писатель, великолепный стилист, автор психологических исследований, религиозный проповедник, христианский философ. Его творчество пришлось на 40-50 годы 19 века, но для современников он был поистине неразгаданной загадкой, разгадать которую, впрочем, они не желали, в это время Кьеркегор остался незамеченным. Но уже в самом начале 20 века отчетливо проявился повышенный интерес к его творчеству, приведший к так называемому «второму рождению» Кьеркегора в 20 веке. Как отмечает Л. Шестов: «При жизни Киркегарда не хотели слушать. После смерти его книги стали все больше и больше читать и он приобрел всемирную известность»[1]. В исследовательской литературе выделяют четыре направления, по которым осуществлялась интерпретация его учения в 20 веке. Это экзистенциалистское прочтение Кьеркегора (примерными его читателями были Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс и Лев Шестов), протестантская интерпретация (сторонники «диалектической теологии», члены исповедующей церкви называли Кьеркегора своим учителем наряду с апостолом Павлом, Лютером и Достоевским), католоическая и фрейдисткая интерпретации. Из этого перечня мы прежде всего выделим два: протестантскую диалектическую теологию (Карла Барта, Рудольфа Бультмана, Дитриха Бонхоффера и др.), а также религиозную линию в европейском экзистенциализме (линию Ясперса-Хайдеггера). Об этом и пойдет речь в этой статье.

    // Источник: PLATALEA «ПЕЛИКАН» Сборник статей по теологии, философии, истории Санкт-Петербург, Издательство «СВЕТОЧ» 2001, 127-139 стр.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.kierkegaard.newmail.ru/biblio/Stavtseva2.html
  2. +Очерк хайдеггеровской философии[недоступно]

    В этой главе мы попытаемся реконструировать основные черты, составляющие образ глубоко самобытного хайдеггеровского философствования. В этой связи мы рассмотрим две формы хайдеггеровской философии, имеющие место соответственно в фундаментальной онтологии и в период бытийно-исторического мышления. Напряжение между ними будет составлять смысловой центр нашего изложения. Безусловно, основная тема философии Хайдеггера — тема бытия. Конкретное хайдеггеровское решение этой темы можно в двух словах обозначить названием его знаменитого трактата 1927 года — «Бытие и время». Вопрос о бытии (онтологическую тему) Хайдеггер считает основным вопросом философии, начиная с ее древнего начала. Хайдеггер во многом в своих рассуждениях основывается на древнегреческой философии, и именно оттуда он получает свое определение бытия как времени. Проследим кратко логику этого определения. Хайдеггер уделяет внимание тому, что бытие со времени Платона и Аристотеля определяется как сущность (по гречески — усия, на немецкий Хайдеггер переводит это как Seiendheit). Греческое название для бытия — усия — он истолковывает как присутствие (die Anwesenheit), пребывание (die Anwesung) и отмечает, что «усия» как слово повседневного языка означает «возможность», «имущество»(Hab und Gut), «то, что доступно в любое время, т.к. оно точно присутствует» [1]. Здесь следует отметить, что второй равной по значению темой философии Хайдеггера является тема языка. При этом Хайдеггер обращал внимание на то, что язык обладает «сверх повседневного значения слова еще силой сказывания, которая, когда выпущена на свободу, превращает слово в сущностное слово» [2]. Поэтому он применяет «этимологические доказательства». Истолковывая греческие слова — усия, эйдос, идея, Хайдеггер делает вывод: «то, в высшем смысле является существующим (сущим), что присутствует постоянно» [3]. Итак, «присутствие» и «постоянность» являются определениями сущего. И они же являются «явными определениями времени: «присутствие» относится к «настоящему»; «постоянность» подразумевает «в любое время»» [4]. Таким образом, бытие как постоянное присутствие понимается из времени.

    // Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур / Отв.ред. М.Я. Корнеев, Е.А. Торчинов. 2-е изд. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.29-58

    В настояще время публикация недоступна.
    http://anthropology.ru/ru/texts/stavtseva/heideast_02.html
  3. + Понятие «экзистенция» у Шеллинга, Кьеркегора, Хайдеггера

    Данная статья имеет целью рассмотрение сравнительного понимания понятия экзистенция, а именно — шеллинговского и кьеркегоровского, рассматриваемых с точки зрения Хайдеггера, который вводит еще одно понятие экзистенции, работающего в аналитике здесь-бытия. Все эти три понятия корреспондируют друг с другом, но тем не менее являются различными, оставляя поле для сравнения. Сравнивает их уже сам Хайдеггер в своем лекционном курсе «Метафизика немецкого идеализма» [1]. Комментируя шеллинговское различение основы и экзистенции, на котором основан трактат Шеллинга о свободе, Хайдеггер предпринимает довольно обширное историко-философское разъяснение понятия «экзистенция».

    // Размышления о философии на перекрестке второго и третьего тысячелетий. Сборник к 75-летию профессора М.Я. Корнеева. Серия «Мыслители». Выпуск 11. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.122-133

    http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000957/
    http://www.portalus.ru/modules/philosophy/readme.php?subaction=showfull&id=1109060586&archive=0217&start_from=&ucat=&
    http://anthropology.ru/ru/texts/stavtseva/misl11_10.html
  4. +Словарь основных терминов философии Хайдеггера[недоступно]

    Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур / Отв.ред. М.Я. Корнеев, Е.А. Торчинов. 2-е изд. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.308-311

    В настояще время публикация недоступна.
    http://anthropology.ru/ru/texts/stavtseva/heideast_17.html