ENG
         

Ф.Н. Петров - кандидат философских наук, доцент кафедры философии Уральского государственного технического университета

Публикации
  1. + Исследования мифологии с позиций философии экзистенциализма (doc)

    Мифология как таковая представляет собой глубоко эмоциональную символическую систему. Но символ есть единство обозначающего и обозначаемого, а эмоции испытываются по какому-либо поводу. Что же обозначается символами в мифологии и к чему относятся наполняющие ее эмоции? С позиции философии экзистенциализма этими символами обозначается, а эмоциями выражается взаимоотношение человека с экзистенциальной реальностью. А экзистенциальная реальность есть мир, каким он предстает перед человеком в пограничных состояниях его существования, когда человек оказывается способным непосредственно воспринимать сущностные аспекты мироздания. Таким образом, экзистенциальная реальность — это истинная реальность. Ее восприятие человеком всегда чрезвычайно эмоционально и может быть выражено только в рамках символических систем, а не знаковых, не рациональных. Потому что знак отчуждает обозначаемое от обозначающего, а символ объединяет их собой. Поэтому рациональное знание, построенное на знаковых системах, — это всегда отчужденное, абстрагированное, омертвевшее знание о мире. И мир предстает в нем таким же — отчужденным от человека, мертвым, абстрактным. И поэтому не наука, а мифология и поэзия способны выразить человеческий опыт прикосновения к экзистенциальной реальности. Истинной реальности. При каких условиях возможно для человека реальное проникновение в сущность окружающего мира, вскрытие феноменальной оболочки «вещей в себе»? Только если сущность человека принципиально изоморфна сущности мира. Только если в человеке, как в микрокосме, как в образе и подобии Божьем, изначально содержатся основные направления развития смыслов макрокосма. Только если человек в моменты экзистенциальных откровений не просто познает, но узнает, припоминает то, что есть в нем самом. В любом другом случае — мир либо не имеет сущности, либо эта сущность принципиально непознаваема.

    http://www.psu.ru/psu/files/1641/61_Petrov.doc