-
+
-
«Положительная» и «отрицательная» свобода в русской религиозной философии начала ХХ века
Для русской религиозной философии — в лице таких ее представителей, как Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк — свобода является важным понятием, раскрывающим ее особенности, основную проблематику и способы разрешения главных задач. Отечественная мысль опирается на христианское вероучение, для которого идея свободы выступает центральной: без нее нельзя понять такие философемы, как миротворение, грехопадение, искупление. Предметом размышления в данной статье будет являться один из аспектов толкования свободы отечественными мыслителями, а именно динамизм свободы человека. Это позволяет понять тот путь, которым русская религиозная философия мыслила достигнуть полноты личного бытия человека и актуализации идеи о Богочеловечестве. Динамика свободы раскрывается в возможности перехода человека от свободы «отрицательной» к свободе «положительной». Модальность свободы в конечном итоге зависит от выбора человека, от его окончательного решения, но она имеет и свое онтологическое основание. Н. Бердяев таким онтологическим основанием (а точнее, «безосновностью») считал Ничто. Ничто, в котором «коренится» свобода, может быть как источником свободы «от», так и началом свободы «для». Другой русский философ С. Франк видел это основание в Реальности, которая в зависимости от степени своей связанности с Богом, может выступать источником как «положительной», так и «отрицательной» свободы. С. Булгаков в своих работах избегал онтологизации «отрицательной» свободы, считая это обоснованием существования зла. Для него свобода идет от Бога, а негативная ее сторона связана с пустыми желаниями человека быть всем для всего.
// София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии Выпуск 2-3, 2001 г.
- http://palomnic.org/filosofiya/fenomen/svoboda/
- http://virlib.eunnet.net/sofia/02-3-2000/text/0211.htm