-
+
-
Логика становления и семантика понятия свободы
онятие свободы исторически проходило обратную эволюцию: от обыденного слова к специальному термину. Логика развития любой философской категории такова, что понятие становилось специальным термином определенной дисциплины только после того, как в общественном сознании начинали выделять определенный специфический род или вид бытия (свойства или отношения), который не мог быть сведен к уже известному слову. Одним из критериев, по которому можно определить семантику понятия, является его эвристическая ценность. Если с помощью нового термина мы можем понять какое-либо явление более точно, отличить от других явлений, определить место явления в целостной системе, выразить одним словом то, чего нельзя было сделать, пользуясь обыденным языком (не употребив громоздкого пояснения), то с полным правом можем говорить о специфической смысловом содержании понятия. В противном случае, категории являлись бы синонимами общеизвестных слов, метафор, которые только создавали бы видимость многозначности, что в конечном итоге не соответствует научным и логическим тенденциям. Смысл во введении таких понятий-синонимов для науки бы просто отсутствовал. Хотя предметом статьи является генезис, логика зарождения нового смысла, связываемого с понятием свободы, представляется необходимым воспроизвести 3 наиболее употребимых контекста, в которых используется понятие свободы в обыденном (ненаучном) словоупотреблении. Именно от употребления этих смыслов в отношении понятия свободы предостерегали Б.Спиноза, И.Фихте, Й.Шеллинг, Г.Гегель, А.Шопенгауэр, К.Маркс, Ф.Энгельс, большая часть русских мыслителей 19-20 века.
// Вестник ТГПИ.Таганрог: ТГПИ, 2006. №2. С.10-26.
- http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000953/st000.shtml