ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Слободчиков И.М.

Cлободчиков Илья Михайлович (1971) - доктор психологических наук, профессор кафедры проектирующей психологии института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета, член диссертационного совета РГГУ по психологическим наука, специалист в области психологического консультирования. Автор более 50 работ.

Публикации
  1. + Переживание одиночества в контексте проблем психологической адаптации студентов психолого-педагогических вузов

    Статья посвящена анализу переживания одиночества в условиях адаптации к новому образовательному пространству. В основе анализа лежит констатация факта об обязательности специфического внутриличностного переживания в связи с ситуацией смены привычной коммуникативной среды, статуса, роли. Статья условно состоит из двух частей, первая из которых посвящена рассмотрению общей проблематики, связанной с процессом адаптации. В частности, здесь выделяются формы и виды адаптации, отмечаются специфические особенности "вхождения" в пространство вуза. Вторая часть статьи рассматривает переживание одиночества в рамках адаптивного процесса, как одну из форм общего процесса переживания одиночества личностью. Акцент делается на функцию и значение адаптивного одиночества для формирования нормативной ситуации доброкачественного и полноценного "включения" вчерашнего школьника-абитуриента в образовательное пространство вуза. Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, высшее образование, абитуриент, студент, одиночество

    // Психологическая наука и образование - 2005. № 4]

    http://psyjournals.ru/psyedu/2005/n4/Slobodchikov.shtml
  2. + Переживание одиночества в рамках формирования "Я-концепции" подросткового возраста

    В статье дается анализ переживания одиночества в подростковом возрасте, рассматривается зависимость этого переживания от составляющих "Я-концепции" подросткового возраста.

    // Психологическая наука и образование - 2005. № 1

    http://psyjournals.ru/psyedu/2005/n1/Slobodchikov.shtml
  3. + Современные исследования переживания одиночества

    ХХ века и продолжающийся по настоящее время, т. е. включающий в себя лишь последние 15 лет, может носить название периода частных теорий и прикладных разработок. С позиций сегодняшнего дня безусловное большинство авторов, освещающих проблему одиночества, сходятся на том, что одиночество связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, истории, семьи, природы, культуры. Нередко указывается, что современный человек ощущает одиночество наиболее остро в ситуациях интенсивного принудительного общения (развитие тезиса Рисмена "одинокая толпа"). Большое внимание уделяется разработке, анализу, оценке эффективности социально-психологических и психотерапевтических методов помощи людям, остро переживающим одиночество. Кроме того, часть исследований затрагивает и общие, социально-философские аспекты одиночества. Несмотря на то, что на сегодняшний день в рамках научной литературы существует достаточное многообразие представлений об одиночестве, подходов к его рассмотрению, единого, целостного представления о феномене нет. Не существует, несмотря на имеющееся представление об особенностях проживания одиночества в различные возрастные периоды, и связного представления о возрастных закономерностях. Более того, в такой постановке вопрос не звучит практически ни в одном исследовании.

    // Психологическая наука и образование №3/2007

    http://psyjournals.ru/files/6396/psyedu_2007_n3_slobodchikov.pdf
    http://psyjournals.ru/psyedu/2007/n3/Slobodchikov_full.shtml
    http://www.odinochka.org/index.php/2009-07-11-10-37-25/27-sovrisslperodin
  4. + Теоретико- экспериментальное исследование феномена одиночества личности (на материале подросткового возраста)

    В современной психологии признано, что проблема личности является центральной для любого направления и отрасли психологической науки. Не­ смотря на общепризнанную значимость психология личности во многом пред­ставляет собой наименее разработанную и проблемную часть теоретической и практической психологии. Наряду с общетеоретическими подходами кпробле­ мам личности весьма важную роль играют конкретные эмпирические исследо­ вания, в которых личность рассматривается сквозь призму своих существенных характеристик и параметров. В отечественной психологии личность как предмет исследования пре­ имущественно рассматривалась в свете категорий деятельности и активности. В рамках таких исследований были получены важные результаты, позволившие выделить возрастные закономерности развития личности, ее важнейшие ком­поненты и показатели развития, факторы, влияющие на процесс ее становления и т.п. В то же время такая "однобокость" понимания личности и ее сущностных характеристик во многом стала причиной того, что и само это понятие, и его психологическое содержание во многом оказались редуцированы к каким-то другим понятием. Так, о личности, ее особенностях и развитии судили по мотивам и их иерархии, психологическим феноменам, относящимся к эмоциональ­ной сфере, проявлениям и специфике развития воли и т.п. При этом само поня­тие личности нередко использовалось в качестве обобщенного житейского представления об этой области действительности, нежели как полноценное научное понятие. В качестве отчасти противоположной и, одновременно, дополнительной к категории деятельности может быть названа категория рефлексии. Это фунда­ментальное философское понятие, а соответствующая психологическая реаль­ность не выводима и не сводима к деятельности. В контексте психологическо­го изучения рефлексии особое место занимает феномен одиночества уже хотя бы потому, что человек предоставлен самому себе и вынуждено обращает вни­мание на свой внутренний мир, на основания своей деятельности и поступков.

    // Автореферат диссертации

    http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2006/Slobodchikov_I_M_2006.pdf