ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Слюсаренко М.А.

Слюсаренко Мария Александровна, кандидат философских наук. Томск

Публикации
  1. + Праздник как объект философской рефлексии: онтологический статус - экзистенциальный смысл

    Одной из особенностей современного общественного развития является тенденция к свертыванию пространства чисто человеческих отношений и ослаблению социально-смысловой функции праздника, являющегося проявлением человеческого "бытия-присутствия" (М. Хайдеггер), обусловленного экзистенциалом Заботы. Обращение к реальности свидетельствует, что бытие в современном празднике сведено к его декоративно-развлекательным, культурно-бесплодным формам и характеризуется расшатыванием связей со смыслообразующими ценностями, деструкцией его экзистенциальной сущности. Вследствие высокой эстетизации повседневности формируется новая цивилизация и соответствующая ей культура всеобщей фестивизации современного мира, отличающаяся стиранием различий повседневного и праздничного способов бытийствования в результате подмены праздничного события увеселительными, зрелищными феериями. Но в то же время отмечается наличие непреходящей потребности человека в празднике как условии для обеспечения полноценного бытия, новых форм праздничного действа, выражающих способ существования человека в горизонте времени. На то, что современный человек владеет искусством проведения .праздника "уже недостаточно хорошо" и что в подлинность праздников никто не верит, даже сами их участники, указывали в свое время К. Ясперс и Г.-Г. Гадамер. Вследствие утраты современным праздником связи со смыслообразующими ценностями жизни человека, он не отвечает в таком случае экзистенциальному состоянию праздничности. Таким образом, возникают обстоятельства, заставляющие обратиться к экспликации онтологического статуса феномена праздника как необходимость восстановления его способности пробуждать творческие возможности человека, восприятия праздника через ценности, которым он посвящен, а также утверждать и подчинять им повседневный способ бытия. Следовательно, постижение смысла праздника дает возможность поня ть его онтологическое предназначение, представить широкую гамму символических конструкций бытийствования, отрефлексированных разумом и переживанием человека на пути между прошлым, настоящим и будущим. Таким образом, основная проблема настоящего исследования определяется существующим противоречием между укоренённостью феномена праздника в фундаментальных структурах человеческого бытия и недостаточной разработанностью понятийного и методологического аппарата его философского анализа.

    // Автореферат Кемерово 2007

    http://dlib.rsl.ru/loader/view/01002798961?get=pdf