ENG
         

Жан-Люк Нанси (Jean-Luc Nancy, 1940г.)Жан-Люк Нанси (Jean-Luc Nancy, 1940г.) - крупнейший современный французский философ наших дней. Автор нескольких десятков книг и большого количества статей, посвященных Гегелю, Декарту, Канту, Лакану, Хайдеггеру. Одной из главных тем в его творчестве является вопрос о жизни современного общества. Его работы переведены на все основные мировые языки.

В 1968 году был ассистентом в Страсбургском Институте философии. В 1973 году защитил докторскую диссертацию по Канта под руководством Поля Рикера. В его диссертации были рассмотрена проблема свободы в работах Канта, Шеллинга и Хайдеггера. Диссертацию рецензировали Жак Деррида и Жан-Франсуа Лиотар.

После защиты докторской диссертации был приглашенным профессором в университетах Америки и Европы. Был участником многих культурных мероприятий и комиссий организованных французским министерством иностранных дел, занимался проблемами Восточной Европы.

В 80х из-за проблем со здоровьем прекратил активную преподавательскую деятельность, но продолжал много писать. Многие наиболее известные его работы написаны именнно в это, тяжелое для Нанси время. В настоящий момент работает в Страсбургском университете.

Публикации
  1. +В ответе за существование[недоступно]

    нет такого приспособления, при помощи которого можно было бы измерить нашу ответственность, очертить ее границы и определить объем. И еще: если слово «судьба» должно всегда иметь смысл в том или другом толковании (в смысле трагедии или прогресса, спасения или катастрофы, освобождения или блуждания, призвания или пути), то он должен смешаться со смыслом слова «ответственность». Только безграничная ответственность находится в согласии с судьбой, бросая вызов всем аспектам самой судьбы. В конце концов, есть ли вообще смысл у слова «ответственность»? Разумеется, безграничная ответственность готова разрушить любую реальную ответственность, перелагая вину с субъекта на субъект и так до бесконечности, примешивая долг в абсолютные и неуловимые отношения свободы и необходимости. Именно так создается двойная идеология обобщенной ответственности: с одной стороны, всегда более обширной ответственности коллективных органов, то есть — организаций, государств, рынков, сетей, систем, и, с другой стороны, ответственности, больше касающейся индивида, в силу которой нужно взять на себя заботу за работу и жизнь, личный досуг, отношения и окружающую среду. Эти системы связаны воедино. С одной стороны, слышится призыв к неразрывным связям, с другой — к разветвленной солидарной ответственности предполагаемых субъектов и, наконец, призыв к ответственности перед абсолютными субъектами разума и права. В конце концов обе стороны пересекаются и взаимно дополняются, а субъект ответственности ускользает и остается неуловимым.

    // Сборник «ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ И ТЕКСТУАЛЬНОСТЬ». Издательство «ВОДОЛЕЙ» ТОМСК — 1998 ББК Фр 7.3 И48

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.philosophy.ru/library/intent/09nancy.html
  2. +Вопрос общего и ответственность за универсальное[недоступно]

    Свобода не есть ни открытость неопределенному единству, ни безразличие: напротив, это свобода для различия, для этого различия каждого «некто», который может различить себя только в отношении. Вот почему также, в отношении, свобода встречает всегда неразделимое бытие собой, которое в той мере, в какой оно является только собой, несубстанционально и неуловимо: задача в том, чтобы держаться неразделимого как меры и основания (raison) разделения. Как разделяем мы наше смутное знание своей конечности? В действительности, мы его всегда уже разделяем, и это «всегда уже» заставляет существовать и упорствовать сообщества, семьи, общества, связи, на всех уровнях. Нужно прийти к тому, чтобы снова овладеть этим уже присутствующим знанием, которое постепенное исчезновение религии одновременно скрывает и делает для нас еще более необходимым. Религия давала общее основание существования. Сегодня существующий (l´existant) должен не давать себе самому свое основание, но усвоить, что он им уже «обладает»: что он им обладает как невозможностью обладать.

    // Диалог Жан-Люк Нанси – Артем Магун – Оксана Тимофеева

    В настояще время публикация недоступна.
    http://abuss.narod.ru/Biblio/polis/nancy_chto.htm
  3. +О событии (из сборника «Философия Мартина Хайдеггера и современность»)[недоступно]

    Что может быть более привычным, чем факт бытия, существования? Мы есть Бытие, наличное бытие есть то, что роднит нас с другими. Мы не обладаем свойством несуществования, чтобы разделять [1] его с другими, несуществование не подлежит разделению. Но бытие не есть и некая вещь, которой мы совместно владеем. Бытие ничем не отличается от существования, каждый раз уникального. Поэтому можно сказать, что бытие не является оадим в смысле какой-то общей собственности, но что оно сов-местно. Бытие сов-местно. Что может быть проще такой констатации? И между тем, как не ею, больше всего пренебрегала до сих пор онтология? Мы еще далеки от того момента, когда онтология должна будет непосредственно и безотлагательно выступить в качестве принадлежащей сообществу, момента, когда бытие в соответствии со строжайшей логикой своего ртступления и откладывания отступило бы в со-бытии экзистенций (мы не касаемся здесь вопроса о том, распространимо ли понятие «существова-дие» на все сущее или только на некоторые его подвиды, например, на людей, животных и т.д.). Сообщество бытия, а не бытие сообщества — вот то, о, чем надлежит вести речь. Или еще лучше: сообщество существования, а не сущность сообщества…

    // Источник: Философия Мартина Хайдеггера и современность. М., Наука, 1991, сс. 91-102

    В настояще время публикация недоступна.
    http://highbook.narod.ru/philos/nancy.htm