- +-Абсурдизм[недоступно]
Современное понятие абсурдизма в эстетике обычно связывается с направлением авангарда 60-80 годов, и явлением, называемым «театр абсурда»; некоторые исследователи и мыслители приписывают абсурдизм также Хармсу, Жарри, Арто, Кафке (Е.М. Мелетинский, А.Камю, Ж.-Ф. Жаккар, В.Д.Токарев), другие находят его преимущественно у классиков: Пушкина и Гоголя (В. Шмид, В. Набоков). Тут есть некая вариативность: одни ученые рассматривают абсурдизм как стиль, свойственный определенной эпохе, другие — как художественный метод, применяемый писателями в различные периоды развития цивилизации. Абсурд как стиль имеет мало общего с логическим понятием абсурда, ибо в его основе лежит семантический сумбур, который в логическом словаре под ред. Кондакова абсурду противопоставляется. Произведения, построенные по принципу семантического сумбура, принципиально непознаваемы. Понятно, что обсуждение в подобном контексте литературоведческих вопросов представляется нецелесообразным.
В настояще время публикация недоступна.- http://www.my-works.org/text_3236.html
- +-Как работает поэтика абсурда[недоступно]
Определяя абсурд в художественном произведении как образ, основанный на смысловой редукции, мы невольно входим в противоречие с тем понятием художественного абсурда, которое сложилось в результате наблюдения за внеэстетическими формами, присущими авангардной традиции. Между эстетикой и поэтикой абсурда разница заключается в том, что мы под последней изначально начали понимать метод приведения к абсурду, что сразу же оттеснило результат этого метода (отсутствие смысла, его уничтоженность) за рамки данной поэтики. Все то, что семантически изначально неясно, все, что изначально нерационально и не претендует на рациональность, является негодным материалом для смысловой редукции.
В настояще время публикация недоступна.- http://zhurnal.lib.ru/c/chernorickaja_o_l/soz.shtml
- +-О сказках или Мифология абсурда[недоступно]
Абсурд как результат уничтожения смысла, результат метода приведения к противоречию reductio ad absurdum, — это научная трактовка. Есть и еще одна трактовка слова «абсурд». Она распространена в быту, в обыденной речи. Абсурд — нелепость. Для начала заглянем в «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. «Нелепый — некрасивый, непригожий, неизящный и прч.; // бессмысленный, вздорный, пустой; или несвязный, нескладный. Божье лепо, а вражье нелепо. И пестро, да нелепо. Что нелепее молва, то ей больше веры. И нелепо городит, да люди слушают…». Пословица «Божье лепо, а вражье нелепо» свидетельствует о том, что мы своей темой вторгаемся в пределы демонологии, истоки которой находятся в фольклоре и выходят в современную литературу как материал для создания образа абсурда, открывающего нам «неприглядные», «непригожие» стороны бытия, когда автор и «нелепо городит», да «люди слушают»
В настояще время публикация недоступна.- http://ol-olga.narod.ru/mif.html
-
+
-
Поэтика абсурда в аспекте литературно-художественной методологии
Поэтика абсурда по ошибке приписывается одному лишь ХХ веку. Но почему собственно? Разве Сервантес или Достоевский не владели методом приведения к абсурду? Владели, и весьма умело, весьма результативно. До них многим современным авторам-абсурдистам далеко. Все произведения мировой литературы так или иначе связаны с поэтикой абсурда. В одних более проявляет себя абсурдостремительность, в других — абсурдобежность. Но есть во все времена и очень яркие образцы абсурдостремительных и абсурдобежных сюжетов. О них и пойдет речь. Поэтика абсурда не является чем-то абсолютно непознаваемым, напротив, она в своем историческом бытовании имеет четкую структуру, исследование которой поможет понять многие произведения и понять процессы, происходящие в литературе и культуре в целом.
- http://zhurnal.lib.ru/c/chernorickaja_o_l/abs.shtml