ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Карягина Т.Д.

Карягина Татьяна Дмитриевна

Карягина Татьяна Дмитриевна - cтарший преподаватель кафедры индивидуальной и групповой психотерапии, методист, руководитель отдела практики и трудоустройства МГППУ. Научные интересы: феномен эмпатии, эмпатия в психотерапии, детско-родительских отношениях. Проблемы обучения консультантов и психотерапевтов

Публикации
  1. + Адаптация многофакторного опросника эмпатии М. Дэвиса

    статье описываются процедура и результаты адаптации опросника эмпатии американского социального психолога М. Дэвиса, который широко используется в зарубежной психологии, признается исследователями наиболее валидным и надежным. На основании анализа существующих в зарубежной и отечественной психологии психодиагностических средств изучения эмпатии делается вывод о том, что многофакторный подход к измерению эмпатии, обосновываемый М. Дэвисом, наиболее соответствует сложившимся в настоящее время представлениям о ее структуре. Подробно описывается процедура адаптации, проверки надежности и конструктной валидности теста, а также излагаются результаты исследований, проведенных с его использованием. Ключевые слова: измерение эмпатии, надежность теста, валидность теста, эмпатия, децентрация, эмпатическая забота, фантазия

    // Консультативная психология и психотерапия (2013. № 1. С. 202-227)

    http://psyjournals.ru/mpj/2013/n1/65006.shtml
  2. +Некоторые аспекты развития представлений об эмпатии в психологии[недоступно]

    Статья посвящена проблемам изучения эмпатии. Понятие эмпатии — одно из наиболее многозначных в психологии. Работа является попыткой проанализировать и обобщить различные подходы, смысловые оттенки понимания природы, содержания, функций и роли эмпатического процесса, заострить специфику эмпатии среди других феноменов межличностного познания. В статье прослеживается история и логика развития представлений об эмпатии от философских предтечей — эстетических концепций вчувствования и этических концепций симпатии — до современных представлений о ней и её роли в психотерапевтической практике. Особое внимание уделяется представлениям об эмпатии, сформированным в русле клиент-центрированного подхода К.Роджерса и его последователей.

    // Материалы международной конференции «Общение — 2006 на пути к энциклопедическому знанию». — С. 373-380.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://pk.mgppu.ru/index.php?option=com_remository&Itemid=32&func=fileinfo&id=8
  3. + Некоторые проблемы изучения эмпатии в контексте психологического консультирования и психотерапии

    Статья посвящена рассмотрению проблем изучения эмпатии в контексте психологического консультирования и психотерапии. Анализируются вопросы роли и значения эмпатии в консультативном/психотерапевтическом процессе; механизмов эмпатического процесса; условий, предпосылок успешной эмпатии консультанта/психотерапевта и ее развития. Подробно рассматриваются представления об эмпатии К. Роджерса и Х. Кохута, в чьих психотерапевтических системах эмпатии принадлежит ключевая роль. Особое внимание уделяется разрабатываемым подходам к изучению эмпатии в контексте проблемы эффективности психотерапии. Рассматривается проблема связи эмпатии как личностной черты/диспозиции и эмпатии как процесса в консультировании/психотерапии. В работе отражены основные аспекты дискуссий между представителями различных психотерапевтических направлений по этим вопросам. Рассмотрение проблемы развития эмпатии с точки зрения нужд образования, обучения консультантов/психотерапевтов позволяет сделать вывод о необходимости подхода к изучению эмпатии как высшей психической функции, к рассмотрению развития эмпатии в процессе обучения как развития психотехнического. Ключевые слова: эмпатия, психотерапия, психологическое консультирование

    // Культурно-историческая психология - 2009. № 4

    http://psyjournals.ru/kip/2009/n4/27007.shtml
  4. + Откуда в психотерапии эмпатия: К. Роджерс, его психоаналитические предшественники и последователи

    Статья посвящена историко-психологическому анализу того, как в психотерапии появилась и утвердилась концепция эмпатии. Подробно рассматриваются ранние психоаналитические подходы Ш. Ференци и О. Ранка и их возможное влияние на обоснование роли эмпатии у К. Роджерса; впервые в отечественной психологии освещаются некоторые факты биографий К. Роджерса и Х. Кохута как основателей новых направлений в психотерапии, в которых эмпатия занимает важнейшее место. Психология самости Х. Кохута анализируется с точки зрения обоснования им "тройного" статуса эмпатии - как метода психологии, инструмента аналитика и предмета универсальной потребности развития. Кратко рассматривается развитие взглядов К. Роджерса и Х. Кохута в новейших "экспириентальных" направлениях в личностно-центрированном подходе и интерсубъективном психоанализе. Ключевые слова: эмпатия, личностно-центрированный подход, психотерапия, психоанализ

    // Консультативная психология и психотерапия - 2012. № 1

    http://psyjournals.ru/mpj/2012/n1/51144.shtml
  5. + Проблема измерения и оценки эмпатии в психотерапии

    Рассматриваются подходы к изучению эмпатии в области психологического консультирования и психотерапии. Обращается внимание на практическое отсутствие в отечественной психологии исследований эмпатии как процесса во взаимодействии консультанта/психотерапевта с клиентом. Представлено эмпирическое исследование, которое посвящено разработке диагностического средства для такого изучения эмпатии. Разработка проводилась на основе понятия о семиотических аспектах эмпатии, сформулированного Ф.Е. Василюком в рамках психотехнической системы понимающей психотерапии. Описывается шкала для описания и оценки семиотических аспектов эмпатии как микропроцессов эмпатии, анализируются обнаруженные с помощью шкалы феномены полноты и циклической проработки семиотических аспектов эмпатии в эффективных консультациях. Проверка возможностей шкалы осуществлялась на материале отрывка консультации К. Роджерса с Джен и 15 протоколов учебных консультаций студентов факультета психологического консультирования МГППУ в рамках мастерской по понимающей психотерапии. Полученные результаты позволяют сделать вывод об адекватности шкалы для исследовательских и дидактических целей.

    // Психологическая наука и образование - 2012. № 5

    http://psyjournals.ru/psyedu/2012/n5/62246.shtml
  6. + Проблема формирования эмпатии

    Статья посвящена анализу проблемы формирования и развития эмпатии в профессиональной деятельности психолога. В работе представлены взгляды К. Роджерса и его последователей на исследуемый феномен, а также предпринята попытка автора рассмотреть развитие эмпатии как высшей психической функции в русле культурно-исторического подхода. Психотехническое развитие профессиональной эмпатии консультанта/психотерапевта рассматривается на примере обучения на начальных ступенях системы понимающей психотерапии Ф.Е. Василюка. Ключевые слова: эмпатия, психотерапия, консультирование, интериоризация, опосредствование, произвольность

    // - Консультативная психология и психотерапия - 2010. № 1

    http://psyjournals.ru/mpj/2010/n1/27846.shtml
  7. + Профессионализация эмпатии: постановка проблемы

    В статье проблематизируется видение эмпатии в контексте профессиональной помогающей деятельности. Эмпатия рассматривается как высшая психическая функция и как способность. Предлагается рабочая модель эмпатии как способности, базирующаяся на методологических принципах отечественной традиции исследования и развития способностей (В.Д. Шадриков). Рассматриваются специфика эмпатии в помогающей профессиональной деятельности и существующие методы ее развития для профессионалов. Обо- сновывается понятие профессионализации эмпатии как необходимого взаимосвязанного развития мотивационных, операционных и функциональных компонентов эмпатических способностей с учетом условий и требований конкретной профессиональной деятельности.

    // Консультативная психология и психотерапия - 2015. Том. 23, № 5

    http://psyjournals.ru/mpj/2015/n5/karyagina_2.shtml
  8. +Специфика эмпатии в процессе консультирования и психотерапии[недоступно]

    Психотерапевт проявляет эмпатию к клиенту. Что происходит с ним, что он делает? Обобщим основные представления о том, что же такое эмпатия психотерапевта/консультанта, опираясь в основном на представления К. Роджерса, чей вклад в развитие теории и практики психотерапевтической эмпатии является решающим. «Хрестоматийные» определения эмпатии Роджерса говорят о «способе бытия с клиентом», который означает «войти в личный мир другого и быть в нём как дома». Это значит быть сензитивным к изменениям чувственных значений, непрерывно происходящих в другом человеке. Это означает временное проживание жизни другого, продвижение в ней осторожно, тонко, без суждения о том, что другой едва ли осознаёт… Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Попробуем выделить основные особенности эмпатического процесса в понимании К. Роджерса и его последователей…

    // Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 07-06-00477а «Понимающая психотерапия, как психотехническая система»

    В настояще время публикация недоступна.
    http://pk.mgppu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=268&Itemid=128
  9. + Философские и научные контексты проблемы эмпатии

    Понятие эмпатии является значимым для психологического консультирования и психотерапии, однако в академической науке до сих пор общепризнанными являются неопределенность этого термина, противоречивость подходов и концептуализаций. В данном обзоре анализируются основные контексты постановки проблемы эмпатии в философии и психологии, что, по мнению автора, позволяет обеспечить целостное видение исследуемого феномена и обосновать подход к изучению и развитию эмпатии, удовлетворяющий запросам практики. В статье рассматривается подход к эмпатии как к фактору человеческой интерсубъективности в феноменологии Гуссерля и в современных исследованиях проблем сознания и познания. Особое внимание уде-ляется исследованиям эмпатии как фактора мотивации альтруизма, морального поведения, эмпатии в профессиях типа "человек-человек", а также зарубежным исследованиям эмпатии в связи с открытыми в 90-е годы зеркальными нейронными сетями.

    // Консультативная психология и психотерапия - 2009. № 4

    http://psyjournals.ru/mpj/2009/n4/Karyagina.shtml
  10. + Экспириентальные подходы в современной психотерапии

    Обзор посвящен так называемым экспириентальным подходам в психотерапии (ЭПТ). Осуществляется краткий экскурс в историю и логику их возникновения. Подробно рассматривается подход Ю. Джендлина и процессуально¬экспириентальная психотерапия (ПЭП) Л. Райс, Л. Гринберга, Р. Эллиотта и др.: их основные теоретические положения, принципы и методы.

    // Консультативная психология и психотерапия 2015. Том. 23, № 1. С. 126-152

    http://psyjournals.ru/files/75861/kpip_1_2015_karyagina.pdf
  11. + Эмпатия как способность: структура и развитие в ходе обучения психологическому консультированию

    В статье предлагается модель развития эмпатии как способности. Вводится модель эмпатических способностей, созданная на основе модели способностей В.Д. Шадрикова. Анализируется структура эмпатической способности как состоящая из функциональных, операционных и мотивационных компонентов. На основании модели рассматриваются приемы и методы развития эмпатии. Излагаются результаты экспериментального исследования развития эмпатии студентов в ходе обучения психологическому консультированию в мастерских по понимающей психотерапии.

    // Консультативная психология и психотерапия (2013. № 4. С. 182-207)

    http://psyjournals.ru/mpj/2013/n4/65313.shtml
См.также
  1. Карягина Т.Д. Страница в разделе "Семинары, тренинги, группы"
  2. Страница Т.П. Карягиной на сайте факультета психологического консультирования МГППУ