ENG
         

Смоляк Ольга Алексеевна (1976) -кандидат культорологических наук, методист факультета повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений по гуманитарным и социальным наукам Пермского государственного технического университета.
Научные интересы: cовременные теоретические концепции о человеке и его поведении в жизненном мире; коммуникативный аспект человеческого поведения; трансформация концепции Просвещения; проблемы и особенности социализации в трансформирующемся обществе; проблемы интеграции новых ценностей, в том числе в традиционную систему образования.

Публикации
  1. +Европейский дискурс «другого»: проблема ориентирования современного человека в жизненном мире (pdf)[недоступно]

    Стремление к личной независимости в городской среде вызвано не только требованием быстро решать поставленные задачи, но и потребностью к уединению. Уединение рассматривается как возможность релаксации и сосредоточения для определения дальнейших планов поведения. Человек привыкает к состоянию конкуренции с другими. В то же время, сферы, в которых он имеет право выделяться, ограничены. Существование с другими в ограниченном пространстве городской среды предполагает и высокую степень общественной регуляции. Сохранение баланса между необходимостью и потребностью быть «как все» и возможностью и потребностью выделяться, демонстрируя приобретенные способности и навыки, для личности связано с тяжелым выбором. Основные привычки, представления и ценности, как средства ориентирования, обеспечивают жизненную устойчивость лишь на некоторое время. Динамичное изменение мира, окружающего человека сегодня, диктует постоянное обращение к осмыслению ориентиров поведения. Между тем, индивидуальное, а зачастую и групповое, сознание не поспевает за всеми изменениями картины мира. Внутренние конфликты человека, вызванные трудностями адаптации и ориентации в мире, показывают, что стратегии поведения не являются необходимо гармоничными, непротиворечивыми. Глубокие сдвиги в организации социального мира обнажают отчуждение человека от иных индивидов, больших институтов и смысловых опытов. На уровне повседневности этот процесс отчуждения снимается рутинными устойчивыми практиками. Однако, снятие не является ни абсолютным, ни полным, ни продуктивным. Наоборот, оно усиливает разрыв между индивидом и группой. Явление воспринимается как проблема, когда человек осознает нехватку чего-то. Современный человек осознает себя дезориентированным и отчужденным в пространстве культуры. Попытка преодоления отчуждения на уровне рефлексии, выполненная в рамках философской и социологической традиции, представляется недостаточной. Можно обозначить мультиплицирующуюся потребность в социокультурном анализе философских дискурсов, отражающих и выражающих состояние общества, конфликтную среду взаимодействия индивида и его социального окружения, в связи с высокой динамикой социокультурной ситуации прорыва. Европейская философия как высшее воплощение письменной эпохи завершает культуру и раскрывает ее. Историко-культурная ретроспектива позволяет отследить культурную динамику через философскую рефлексию. Поэтому представляется актуальным интеллектуальное усилие, эксплицирующее теоретические основания культурной установки, выражающей отношение человека к жизненному миру, поскольку изучение философско-теоретических оснований отношения субъекта к жизненному миру проясняет ориентиры его деятельности. Объектом исследования является европейская гуманитарная философская традиция XX века, формирующая образы мира современного человека, его культуру. Предмет исследования — выявленные в европейской философской традиции культурные установки и координаты, ориентирующие поведение человека в жизненном мире.

    // Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии Екатеринбург 2004

    В настояще время публикация недоступна.
    http://elar.usu.ru/bitstream/1234.56789/242/5/urgu0235Ds.pdf
  2. +Европейский дискурс другого: культурологические модели ориентирования человека в современном жизненном мире /Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии[недоступно]

    На основании экспликации европейской философской традиции, автор совершает попытку построения теоретических культурных моделей ориентирования современного человека в жизненном мире. В работе установлены основные ценностные аттракторы как координаты ориентирования человека в современной культуре; прослежено развитие отношений «Я» — «другой» в европейской гуманитарной рефлексии; показана динамика ориентаций человека в жизненном мире на примере классической, модернистской и постмодернистской культурных эпох.

    // Автореферат диссертации канд. культурологии: Екатеринбург, 2004.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://elar.usu.ru/bitstream/1234.56789/241/5/urgu0235s.pdf
    http://lib.usu.ru/old/diglib/etd/urgu0235s.pdf