ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Мананников И.

Мананников Игорь Владимирович - кандидат философских наук, Томск

Публикации
  1. +Диалог как продуктивный принцип коммуникативной концепции диалогического персонализма[недоступно]

    Для современной философии в значительной степени характерно то, что идеи индивидуального, личного, особенного, отдельного выдвигаются на первый план. При этом особенно притягательной силой обладает идея человеческой личности и экзистенции. Перед лицом угрожающего разрастания абстрактной общезначимости следует сохранить непреходящую ценность живого индивида. Конечно, это не означает, что каждая разновидность экзистенциализма и персонализма абсолютно отвергает общезначимые связи и таким образом с необходимостью скатывается к релятивизму и субъективизму. Напротив, представители этих направлений очень хорошо видят эти опасности и пытаются их избежать. Развитие философской антропологии привело к появлению нового проблемного поля, исследование которого, на мой взгляд, выводит экзистенциальную философию из пропасти субъективизма. Это проблема коммуникации, которая так актуальна сегодня, ведь в коммуникации реализуется бытие человека, образуются общезначимые устойчивые связи, через нее человек входит в общественное бытие, открывается другому. Проблему коммуникации основательно и надолго ввел в экзистенциальную философию Карл Ясперс. У него коммуникация не есть что-то второстепенное, происходящее с уже готовыми индивидами, до того существовавшими изолировано. Напротив, она конституирует их бытие. В глубочайшем смысле своем экзистенция реализуется лишь посредством коммуникации. Никогда не бывает такого, чтобы человек пребывал в полном уединении. В этом — радикальное возражение против понимания человеческой личности как замкнутой в себе, наподобие монады. При этом коммуникация стоит выше всех тех отношений, которые принадлежат лишь к сфере мира. В ней происходит встреча с «другим» не просто как с заданным объектом, а как с экзистенциальным «я». Коммуникация — это процесс, в котором «я» раскрывает себя и, тем самым, только и осуществляет себя в подлинном смысле.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://humanities.edu.ru/db/msg/30544
  2. + Диалог — как снятие неподлинного существования личности

    Сразу же для ясности изложения введу определение личности как существования, способного отсоединяться от самого себя, чтобы открываться другому (Мунье). 1. Подлинное бытие личности — не только трансцендирование личности, но общение, диалог. В трансцендировании Я выходит из себя, а выходя из себя, выходит к чему-то, к другому. В самом слове existere приставка ex переводится как развертывание вовне. Итак, в трансцендировании находим два аспекта: движение от…(себя) и движение к…(другому). Неподлинное бытие я понимаю в хайдеггеровском смысле, когда человек отказывается от выбора бытийного проекта. Происходит активное забвение своей свободы, своей бесконечности. Ситуация Man является питательной почвой для тоталитаризма во всех его проявлениях.

    http://tvfi.narod.ru/manan4.htm