ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Огурцов А.П.

Огурцов Александр Павлович (1936) Доктор философских наук. Член Ученого Совета Института Философии РАН.Член редколлегии журналов «Вопросы философии», «Человек», «Личность. Культура. Общество».Автор 7 монографий и 250 статей,Лауреат Государственной премии (2003) за организационную работу по подготовке и изданию «Новой философской энциклопедии» (М.,2000-2001).Сфера научных интересов: История философии, философия науки, история философских концепций науки.

Публикации
  1. + "Жизненный мир" и кризис науки

    Обычно считается, что понятие "жизненный мир" - это понятие, выдвинутое Э.Гуссерлем в последние годы жизни, а именно в 30-е гг. ХХ в. Действительно, в эти годы Гуссерль выступает с докладами в Праге и в Париже, в центре которых - анализ кризиса европейского человечества, европейских идеалов рациональности и науки. Однако публикация Р.Сова рукописных текстов Гуссерля[1], связанных с проблемой жизненного мира, показывает, что эта проблематика занимала его с 1916 г. вплоть до своей смерти, что его подход на протяжении жизни модифицировался, расширялся и углублялся, сохраняя основное устремление - осмыслить фундаментальные онтологические структуры человеческого бытия-в-мире. Тот поворот, который обычно связывается с именем М.Хайдеггера, - поворот к "жизненному миру" на деле был осуществлен Гуссерлем.

    // VOX ВЫПУСК №9 ДЕКАБРЬ, 2010

    http://vox-journal.org/content/vox9ogurcov.doc
  2. + Культура как встреча Я и Ты: Мартин Бубер

    Уже в 20-е годы нашего столетия возникло противостояние двух типов философствования — философии трансцендентализма, с одной стороны, и диалогической философии — с другой. Это противостояние отнюдь не закончилось, а продолжается и в наши дни.

    http://www.riku.ru/lib/fil_zk/ogurcov.htm
  3. + Педагогическая антропология в Германии: поиски и перспективы. Часть 1 из 3-х

    Педагогическая антропология — направление в философии образования и теоретической педагогике, которое возникло в конце 60 — начале 70-х годов. Это направление представлено прежде всего в европейских странах, в философской культуре которых существовали и существуют достаточно мощные антропологические традиции — традиции философской антропологии, антропологического подхода к межличностным коммуникациям, к психологическим и социально-психологическим аспектам человеческого бытия. Надо сразу же отметить, что формирование педагогической антропологии происходит как раз в те годы, когда целый ряд постмодернистов объявили о «смерти человека» (вспомним известный тезис М. Фуко), когда структурализм и постструктурализм в социально-философской и педагогической мысли ориентировались скорее на безличные институциальные структуры, которые не предполагали ни обращения к человеку как средоточию социального бытия, ни включения в объект своего исследования антропологических характеристик. Субъективность для них тождественна интерсубъективности, характеристики человеческого существования — априорным экзистенциалам «страха», «любви», «бездомности» и т. п. Философская антропология замещалась или фундаментальной онтологией, или структурализмом, открыто выступавшим против антропологического подхода (вспомним Л. Альтюссера с его критикой антропологизма).

    // «Человек» N 1 2002 г.

    http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=91&binn_rubrik_pl_articles=102
  4. + Педагогическая антропология в Германии: поиски и перспективы. Часть 2 из 3-х

    // «Человек» N 1 2002 г.

    http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=736&binn_rubrik_pl_articles=102
  5. + Педагогическая антропология в Германии: поиски и перспективы. Часть 3 из 3-х. Примечания

    // «Человек» N 1 2002 г.

    http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=737&binn_rubrik_pl_articles=102