ENG
         
Публикации
  1. +Проблема общения в философии М. де Унамуно[недоступно]

    Проблема общения, ставшая одной из центральных проблем в европейской философии ХХ века, в Испании развивалась в особенно драматическом культурно-историческом контексте, сложившемся из результатов ее прошлого развития, отбросившего страну к началу века на периферию европейской жизни, и тех процессов, которые вслед за тем приведут испанское общество к гражданской войне и диктатуре. Драматизм этой ситуации отразился на понимании проблемы общения одним из интереснейших представителей европейской культуры начала века, философом, писателем и поэтом, Мигелем де Унамуно Хуго (1864-1936). Мыслитель экзистенциальный и религиозный, он обратился к проблеме общения с "другим", опираясь на основной постулат своей философии: жизнь человека-христианина - это постоянное состояние агонии, то есть тревоги, тоски, мучительной жажды бессмертия. Состояние агонии определяется им следующим образом: наиболее сильным свойством духовной субстанции человека является потребность в том, чтобы его существование никогда не кончалось, но, в той или иной форме, продолжалось, сохранялось в мире; ему свойственно "стремление распространиться во времени и пространстве"[1]. Эта идея, причем в сходных формулировках, возникает в работах Унамуно постоянно. В своем основном философском труде "О трагическом чувстве жизни…" (1913) Унамуно развивает мысль о том, что духовная субстанция человека вызывает у него потребность быть самим собой, но, не переставая быть самим собой, быть еще и всеми другими, и таким образом быть связанным с миром бесконечным количеством связей. Человек пытается "углубиться в тотальность видимых и невидимых вещей, безгранично распространиться в пространстве и бесконечно продолжиться во времени"[2]. Ведь если человек не является в этом мире всем и не приходит в него навсегда, то его как бы и не было. Поэтому быть "я", во всей его полноте, значит быть и всем остальным в мире. "Или всем, или ничем!" - восклицает Унамуно[3]. Так возникает центральная проблема всех его размышлений - проблема соотношения конечности человека и бесконечности мира, в конечном счете - проблема смерти и бессмертия[4].

    // История философии. № 1. - М., 1997.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://iph.ras.ru/page51794754.htm