ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Калитеевская Е.Р.

Калитеевская Елена Ростиславовна (Москва), психотерапевт, кандидат психологических наук, Директор образовательных программ МГИ, декан ф-та «Гештальт-терапии (гештальт-анализа) в частной и клинической практике», член Ученого Совета Института жизнетворчества. Сертификат Европейской ассоциации гештальт-терапии - EAGT (ФРГ, Франция), член FORGE - международной тренерской федерации в области гештальт-терапии, член Международной ассоциации развития гештальт терапии (AAGT). Стаж практики - более 20 лет, 7 из них работы в клинике.

Публикации
  1. + Лекция о близости и зависимости, любви и одиночестве и о возможностях обращения с чувствами в терапии

    когда я говорю про то, что опыт близости есть опыт человеческих отношений, я говорю про то, что это опыт не только контакта, но и опыт отхода. Если мы не отходим друг от друга, не расстаемся, то у нас не возникает пространства, чтобы соскучиться и пожелать о близости. То есть, нет пространства, где могло бы сформироваться желание встречи. И у всех у нас есть некоторое знание про отношения. Я с этим постоянно встречаюсь в работе с клиентами. Люди говорят - я знаю, кого я люблю. Но получается так, что мы знаем, что мы любим кого-то, а в этот момент любим кого-то другого или стремимся к чему-то другому. То есть, наши ценности вмешиваются в опыт и начинают регулировать процесс близости. Ты должен меня любить. Но я не могу любить, если у меня нет права не любить. Я не могу оставаться, если у меня нет права уйти. И если у меня нет права уйти - у меня нет выбора, нет пространства, нет возможности сформировать желание встретиться и быть близкой с кем-то. Но невозможно говорить о близости, игнорируя феномен зависимости. Это два совершенно различных переживания, абсолютно различный опыт.

    // Карпатский Интенсив-2008. (Е. Калитеевская, Е. Кулишова).

    http://www.gestalt-rostov.ru/page.php?id=362
  2. + Лекция об ограничениях человеческого существования

    Те вещи, о которых сегодня хотелось поговорить, какие-то негромкие. Поэтому кричать о каких-то таких вещах, печальных, не очень хочется. Но посмотрим, что у нас из этого получится. Сами понимаете, интенсив у нас близится постепенно к завершению. И в результате этого может возникнуть некоторое необдуманное побуждение чего-нибудь наконец достичь, невероятных каких-то свершений к концу интенсива. И использовать последние два дня для того, чтобы достичь каких-нибудь невероятных высот. И это некоторая такая ловушка человеческого бытия - все время попытка переделать природу человеческого существования. Человек стремится что-то менять, куда-то идти, что-то делать, достигать чего-то невероятного, как-то игнорировать ограничения, связанные с природой человеческого существования.

    // Большой Азовский Интенсив-2007.

    http://www.gestalt-rostov.ru/page.php?id=333
  3. +Личностный потенциал. Структура и диагностика[недоступно]

    Коллективная монография охватывает широкий круг вопросов психологии личности через призму новой концепции личностного потенциала - системы характеристик личности, лежащих в основе успешной саморегуляции в различных сферах жизнедеятельности. Авторский коллектив: А. Ж. Аверина, Л. А. Александрова, И. А. Васильев, Т. О. Гордеева, А. И. Гусев, О. Е. Дергачева, Г. В. Иванченко, Е. Р. Калитеевская, М. В. Курганская, А. А. Лебедева, Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Мандрикова, О. В. Митина, Е. Н. Осин, А. В. Плотникова, Е. И. Рассказова, А. Х. Фам, С. А. Шапкин Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 06-06-00449а "Структура и диагностика личностного потенциала" Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 10-06-16004д

    В настояще время публикация недоступна.
    http://maxima-library.org/avtory/publishing-house/b/263400/readhtml
    http://maxima-library.org/avtory/publishing-house/b/263400
  4. + О ценности диалога и важности идентичности

    Когда в процессе взаимодействия двух людей, в процессе вступления их в диалог, определяются потребности, ради чего эти люди вступают в контакт друг с другом, то в какой-то точке, то в какой-то точке возникает очень болезненное место, где появляется вопрос, звучащий достаточно просто - а кто я? Кто я, находящийся в отношениях, кто я, взаимодействующий с другим человеком, кто такой я, который надеется на возможную встречу и кто этот другой, с которым я нахожусь в ситуации взаимодействия. Этот вопрос, пожалуй, в гештальт-терапии является самым важным, поскольку очень часть клиенты, которые приходят к терапевту, одержимы совершенно другим вопросом, который, скорее, разрешается не в психотерапии, а в психологическом консультировании. Они отчаянно истошно взывают к психотерапевту, консультанту с вопросом "а что мне делать?" Я вообще считаю, что вопрос "а что делать?" является в известной мере бессмысленным.

    // Лекция. Карпатский Интенсив-2008.

    http://www.gestalt-rostov.ru/page.php?id=330
  5. + Феноменология близости

    Иногда хочется представлять себе близость как точку абсолютной ценности, которую хочется зафиксировать. "Остановись, мгновение, ты прекрасно!". Однако, все, что мы проживаем, является процессом построения этого переживания всегда вместе с кем-то, кто также проживает свой опыт. И, даже если мы пользуемся одними и теми же понятиями, в двух феноменологических космических пространствах они звучат по-разному и организуют разный опыт. Феноменология близости и травмы близости всегда есть опыт Я - Ты отношений, опыт безнадежности и печали, поскольку "Ты" другого человека бесконечно и непостижимо. "Я" и "Ты" это не структуры, а процессы... Опыт человеческого существования есть опыт отношений. Но опыт отношений это не только опыт контакта, но также и опыт отхода, отделения. Если мы не расстаемся, то не можем и встретиться. Если нет дистанции, то нет пространства, в котором может сформироваться желание встречи.

    // Сборник Московского Гештальт Института "Гештальт 2007"

    http://www.gestalt.lv/files/gest2007.pdf
    http://gestaltist.ru/content/doc/show.php?id=3498
    http://www.psyforum.ru/pssite/show_article.php?auth_id=87&id=195
  6. +Философия гештальт-подхода (pdf)[недоступно]

    Термин "гештальт-терапия" появился не сразу. Вначале было предложено другое название этого метода "концентрационная психотерапия". Это название не прижилось из-за создания концентрационных лагерей смерти во время второй мировой войны. Следующая попытка названия метода - "экзистенциальный психоанализ". Экзистенциализм - это основа любой психотерапии, ориентированной на специфически человеческий способ существования в мире. 60-е годы прошлого века ознаменовали экзистенциальный протест индивидуализма против общественной морали. Студенческие волнения и бунты в этот период, характеризующиеся крайней степенью нигилизма, дискредитировали и этот термин. Термин "гештальт", предложенный Лорой Перлз, и обозначающий способ восприятия, остался как наиболее нейтральный.

    // Хломов Д., Калитеевская Е. Философия гештальт-подхода. Издательство: МГИ, 2008 г.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://lib100.com/book/philosophy/filosofiya_geshtalt_podhoda/_%d5%eb%ee%ec%ee%e2%20%c4.%cd.,%20%d4%e8%eb%ee%f1%ee%f4%e8%ff%20%e3%e5%f8%f2%e0%eb%fc%f2-%ef%ee%e4%f5%ee%e4%e0.pdf