ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Сапронов Д.

Дмитрий Сапронов (1981) - практический психолог (Москва)

Публикации
  1. + Смысл и смыслоутрата

    Проблематика смысла стала рассматриваться в психологии давно, практически с самого начала ее становления как науки. Безусловно, категория смысла изучалась и изучается и в других науках, в частности — в философии, оказавшей наибольшее влияние на развитие представлений о смысловых образованиях непосредственно в психологии. Наряду с обретением человеком смысла, происходит и его утрата — полная или частичная, ситуативная или глобальная. Так, абсурдность, бессмысленность жизни — одна из ключевых характеристик как для экзистенциальной философии, так и «идущей с ней в ногу» психологии. Это послужило основанием для создания методов психологической работы, связанной с поиском человеком смысла в различных, порой критических ситуациях. В первую очередь здесь необходимо назвать имя В. Франкла и его логотерапию.

    http://institut.smysl.ru/article/19.php
  2. + Экзистенциальная и гуманистическая парадигмы в психологии. Их взаимоотношение

    Гуманистическое и экзистенциальное направления психологической мысли заинтриговали меня как психолога фактически с первых дней моего обучения. Обращение к этим подходам убивало для меня сходу нескольких зайцев. Во первых, сходу же завлекает внимание близость обсуждаемых психологами этих направлений вопросов к жизни каждого отдельного человека, в том числе — и к моей своей. Непременно, трудности смыслов (как частных, так и общих), существования, жизни, одиночества, совести, любви, свободы, погибели, конфигурации, роста и многие остальные могут тревожить разных людей фактически на любом этапе их жизни, а уж для семнадцатилетнего ребенка они выступают как сверх важные, сверхинтересные, но и, в то же время, как сверхсложные для решения, по крайней мере, конкретно так было в моем случае. Во вторых, меня сильно притягивало как в гуманистическом, так и в экзистенциальном направлениях отсутствие снаружи видимых сложных схем, формул, моделей, графиков, всевозможных «кривых», — того, что с некой оговоркой можно назвать проявлениями сциентизма, а так же того, что изобилует, к примеру, в экспериментальной психологии (в широком её понимании). но я сходу же столкнулся с неувязкой другого рода — часто «материя», описываемая экзистенциальными либо гуманистическими психологами, а еще в большей мере — философами, преподносится ими с помощью сложных и неоднозначных, введенных ими же определений, для понимания связей и взаимоотношений меж которыми нужно, на мой взор, обладать хотя бы не дюжим абстрактным мышлением. Естественно, во время обучения на первых курсах эта способность лишь начинает развиваться, точнее — равномерно достигает достаточного для понимания, к примеру, экзистенциалистских текстов.

    http://refrefer.ru/19/dok.php?id=0041