ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Лапухина М.В.

Лапухина Майя Владимировна - кандидат философских наук

Публикации
  1. + Национальное своеобразие и сущность феномена счастья в русской философии XIX века

    В статье рассматривается специфика понимания счастья в русской национальной культуре, которое понимается как счастье всемирное, отрицающее принципы гедонистического или утилитарного аспекта. В русской культурфилософии счастье чаще выступает не как непосредственная цель, к достижению которой должен двигаться человек. Жизнь создает человеку иные приоритеты, на пути к которым, он осознает и чувствует всю меру глубины счастье, которое достижимо бывает духом его, пройденным через горнила испытаний и тернии страданий и лишений. Беглый взгляд на российскую философскую, общественную научную мысль, на символизм русской культуры в целом не дает никаких оснований говорить, что это та система мысли, где процветает культ счастья. Сложные повороты истории, человеческая жизнь по принципу "не благодаря, а вопреки", духовные метания личности, будь то крестьянин или императорский наследник, формируют абсолютно иное восприятие счастья, нежели то, которое можно наблюдать в западной философии.

    http://mary1982.narod.ru/lapuhina.htm
  2. +Счастье как доминанта российской ментальности[недоступно]

    Проблема поиска счастья, его определения, выявления основных признаков и качественных показателей этого явления существует ровно столько, сколько существует человек. Трактовки понятия счастья разнятся у разных ученых, совершенно по-иному представлены в многочисленных философских системах, в основополагающих догмах религиозных верований. Состояние счастья не только описывается по-разному, но и наделяется им человек либо в земной, либо в загробной жизни. На объяснение понятия счастья накладывают отпечаток традиции и обычаи, ментальные характеристики того или иного народа. Проблематика счастья несет на себе отпечаток времен и эпох. Счастье представляет собой многогранное понятие, отражающее культурные, психологические, экономические, социальные доминанты, господствующие или преобладающие в каждом конкретном сообществе. По сути дела, по актуальности, важности, значимости, необходимости процесс определения и поиска счастья, его обретения является вечно новым и востребованным в каждом новом поколении, в каждом этносе, в каждой социальной страте, для каждой личности, независимо от ее происхождения и жизненных ориентиров.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.analiculturolog.ru/component/k2/item/262-article_23.html
  3. + Счастье как программа нового духовного бытия современного человека

    Современная цивилизация с особой остротой поставила перед научным сообществом проблемы духовности человечества. Необходимость создать условия комфортного душевного бытия, научить человека гармонии его внутренних побуждений с противоречиями внешнего мира делают приоритетными исследования аксиологического компонента жизнедеятельности и выводят на первый план философские теории, ориентированные на формирование нового мировоззрения. Актуальность таких простых и одновременно глубоко противоречивых истин, как вера, надежда, любовь, мудрость, красота, счастье, побуждают заниматься их изучением. На сегодняшний день исследование сущностных характеристик самого главного, на наш взгляд, компонента человеческого мировоззрения - представления о счастье - имеет важное теоретическое и практическое значение. Осознание счастья, понимание его внутреннего смысла, идентификация его как определенного душевного состояния рождает принятие счастья как жизненно необходимого стержня, на котором держится весь духовный мир человека.

    http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/132-happiness-as-a-program-of-a-new-spiritual-being-the-modern-man.html
  4. +Счастье как программа нового духовного бытия современного человека[недоступно]

    Современная цивилизация с особой остротой поставила перед научным сообществом проблемы духовности человечества. Необходимость создать условия комфортного душевного бытия, научить человека гармонии его внутренних побуждений с противоречиями внешнего мира делают приоритетными исследования аксиологического компонента жизнедеятельности и выводят на первый план философские теории, ориентированные на формирование нового мировоззрения. Актуальность таких простых и одновременно глубоко противоречивых истин, как вера, надежда, любовь, мудрость, красота, счастье, побуждают заниматься их изучением. На сегодняшний день исследование сущностных характеристик самого главного, на наш взгляд, компонента человеческого мировоззрения - представления о счастье - имеет важное теоретическое и практическое значение. Осознание счастья, понимание его внутреннего смысла, идентификация его как определенного душевного состояния рождает принятие счастья как жизненно необходимого стержня, на котором держится весь духовный мир человека…

    В настояще время публикация недоступна.
    http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/132-happiness-as-a-program-of-a-new-spiritual-being-the-modern-man.html
  5. + Трактование счастья в русской культурной традиции

    Проблема поиска счастья, его определения, выявления основных признаков и качественных показателей этого явления существует ровно столько, сколько существует человек. Трактовки понятия счастья разнятся у разных ученых, совершенно по-иному представлены в многочисленных философских системах, в основополагающих догмах религиозных верований. Состояние счастья не только описывается по-разному, но и наделяется им человек либо в земной, либо в загробной жизни. На объяснение понятия счастья накладывают отпечаток традиции и обычаи, ментальные характеристики того или иного народа. Проблематика счастья несет на себе отпечаток времен и эпох. Счастье представляет собой многогранное понятие, отражающее культурные, психологические, экономические, социальные доминанты, господствующие или преобладающие в каждом конкретном сообществе. По сути дела, по актуальности, важности, значимости, необходимости процесс определения и поиска счастья, его обретения является вечно новым и востребованным в каждом новом поколении, в каждом этносе, в каждой социальной страте, для каждой личности, независимо от ее происхождения и жизненных ориентиров. В определениях таких понятий, как счастье, мудрость, справедливость, красота и т.п. всегда отражается мировоззрение тех, кто сформировал это понятие, передаваясь сквозь времена, оно дополняется духом исторических эпох, традиций и обычаев. Исходя из этого, можно предположить, что у разных народов формируются разные определения одного и того же понятия, в одной культуре оно может доминировать, а в другой заменяться комплексом других понятий. Следовательно, и понятие счастья в русской традиции имеет совершенно особенные, глубоко национальные черты, которые и формируют его определение. Очевидно, что понятие счастья, имея множество определений в различных сферах, научных и религиозных системах, и в русской традиции столь же полиморфно. Счастье — это, прежде всего особое психофизиологическое состояние, это мироощущение личности, тот внутренний духовный мир, в котором она живет, характеризующийся радостью бытия, гармонией чувств и мыслей, благополучием и чувством удовлетворенности от прожитого, сделанного, сказанного.

    http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/81-interpretations-happiness-in-russian-cultural-traditions.html?tmpl=component&print=1
  6. +Эмоциональный уровень в индивидуальных представлениях человека о счастье[недоступно]

    Одна из основных особенностей изучения сущности категории счастья, состоит в том, что первоначальное представление о ней формируется в поле иррациональных по характеру чувственно-эмоциональных процессов и переживаний индивида, а дальнейшее рациональное осмысление получает в рамках философии и закрепляется в виде общественно идеала, нормы, канона, которым необходимо следовать ради достижения этого состояния. Исходя из этого, в исследовании проблемы счастья принято говорить об идеальном представлении о счастье (счастье-идеал) и об эмоциональном его переживании (чувство счастья). Парадоксальность и, наверное, сущность счастья заключены в том, что индивид определяет свое счастье, не сверяя его постоянно с идеалом, не анализируя ежеминутно качество своих действий и глубину полученного от них удовлетворения. Индивид живет тысячами оттенков чувств, эмоций, мыслей, положительное качество которых создает полноту бытия, активность и включенность в бытие, в мир. Поэтому, именно ощущение счастья играет первостепенную роль и является основанием того, что человек оценит свою жизнь как счастливую и будет удовлетворен ее результатами. Принимая во внимание следующую дефиницию счастья: Счастье - это гармонично радостное и восторженное бытие, ориентированное на самоосуществление человека, можно говорить о единстве разнонаправленных смыслообразующих целей человеческого существования, которые постоянно подчиняются идее движения к счастью. В основании счастливого бытия должно лежать радостное, позитивное мировосприятие, которое порождает гармонию физического и духовного, активизирует подлинно человеческое, культуротворящее начало в живом существе, обозначает его сопричастность с миром, позволяет ему разделять с остальными Вселенское счастье. Итак, эмоциональный строй личности определяет и формирует чувство счастья.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/167-emotional-level-in-the-individual-submissions-rights-on-happiness-for-example-e.html