ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Пищугина О.С.

Пищугина Оксана Сергеевна - кандидат философских наук, доцент кафедры Рекламы и художественного проектирования Магнитогорского государственного университета

Публикации
  1. + К анализу понятий "смысл" и "смысл жизни"

    В исследовательской литературе неоднократно отмечалось отсутствие научно-ориентированной методологии и категориального аппарата для описания смысложизненных вопросов. Сложность и неоднородность природы личностных смыслов, двойственность источников их порождения, формированияи развития, разноплановость выполняемых ими функций предполагают их функционирование в качестве сложной многоуровневой системы. К верному пониманию процесса осмысления жизни, его природы, содержания,структуры, специфики и - на этой основе - к адекватному дефинированию категории смысла жизни можно прийти посредством логического познания интересующего нас предмета

    http://vestnik.osu.ru/2006_9/18.pdf
  2. +Проблема смысла жизни в контексте познавательной деятельности: опыт философского анализа[недоступно]

    Проблема смысла жизни поднимается на каждом новом историческом этапе и в сознании каждого размышляющего о бытии человека. Человек - единственный среди живых существ - способен объективировать собственное бытие и вместе с тем осознавать конечность всякого существования. Вопрос о смысле жизни, являясь глубинной основой человеческой мотивации, теснейшим образом связан с пониманием специфики человеческого существования, его природы и сущности. Человеческий род, понимаемый как исторически сменяющие друг друга поколения людей, обладает определенными специфическими чертами, которые качественно отличают его от других живых существ. Развитие человека и общества связано с изменениями условий бытия людей и их представлений о смысле жизни. Попытки философов определить некий вечный смысл жизни изначально были обречены на неудачу, ибо, будучи детерминированным общественной средой и социальной ориентацией личности он каждый раз выявляет себя по-новому. В любой исторической эпохе существуют только ей присущие доминанты в определении смысла жизни и по мере ее развития он претерпевает существенные изменения, приобретая новые социально значимые качества. Так на смену традиционно-религиозным представлениям (готовить себя к потусторонней жизни) приходят толкования смысла жизни с позиций абстрактной добродетели (служить истине, добру), максимального удовлетворения биологических потребностей человека (стремление к достижению наибольшего наслаждения), экзистенциально-пессимистические концепции (человек рождается для страдания и смерти) и т.д. Но, будучи индивидуальной формой проявления человеческого рода, отдельный человек не может осознавать смысл своей жизни без осознания себя в качестве личности. Осознание же своей личности происходит лишь в результате активного познавательного процесса. Сама постановка человеком вопроса о смысле жизни возможна лишь тогда, когда в нем пробуждается осознание своего "я", когда он начинает задумываться над проблемой объективной значимости своего существования. Эта проблема одна из самых сложных и неоднозначно решаемых. Речь идет, прежде всего, о личностной характеристике отношения к жизни, об осознании целей и задач человеческого существования, о соотнесении индивидом своей позиции с выработанной в обществе системой ценностей, о степени включения или невключения себя в социальную жизнь. Переломные эпохи, сопряженные с глубинными мировоззренческими кризисами актуализируют проблему смысла жизни. И как в любую переходную эпоху, проблема смысла жизни сегодня стоит особенно остро. Происходящие в обществе изменения создали качественно новую социально-духовную атмосферу. Ее отличают известная противоречивость и борьба взглядов, активные нравственные поиски, плюрализм мнений, что, несомненно, сказывается и на необходимости осознания человеком смысла собственной жизни, активного поиска своего места и роли в условиях меняющейся действительности. Актуальность разработки данной проблемы возрастает и в связи с усложнением социальных процессов и ростом влияния на них роли субъективного "личностного фактора". Все это требуют глубокого философского осмысления данной проблемы, выявления ее онтологических оснований как на уровне обыденного, так и особенно научного познания

    // АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук Магнитогорск - 2006

    В настояще время публикация недоступна.
    http://science.masu.ru/index.php/dok-publ/doc_download/238---