-
+
-
Проблема культуры в философии экзистенциализма
Ярчайшими представителями экзистенциализма в Германии были К. Ясперс и М. Хайдеггер, в творчестве которых своеобразно преломились традиции философии жизни и неокантианства, прежде всего Баденской школы. Используя ряд ключевых понятий В. Дильтея — «экзистенция», «дазайн», «бытие к смерти», — Ясперс и Хайдеггер дали им сходное толкование, но в целом экзистенциальные позиции обоих значительно различаются в зависимости от понимания ими культурологической проблематики в неокантианстве. Скрещение названных философских традиций в экзистенциализме, а также трагические реалии XX в., включая две мировые войны, предопределили выдвижение в фокусе исследования само существование человека и способ его бытия — культуру. При этом главной характеристикой обоих взаимосвязанных феноменов и у Ясперса, и у Хайдеггера признается их историчность.
// ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ. Становление и развитие. Под редакцией М. С. Кагана, Ю. В. Перова, В. В. Прозерского, Э. П. Юровской
- http://www.niv.ru/doc/philosophy/philosophy-culture/021.htm
- +-Философская теория ценности[недоступно]
Книга написана по университетскому курсу лекций, который автор читает в С.- Петербургском университете на протяжении ряда лет. В книге обобщен опыт разработки теории ценности в зарубежной философии XIX, XX века и в отечественной философии. Вместе с тем, автор предлагает оригинальную концепцию теории ценности, связанную с разработанной им философией культуры. Книга может служить учебным пособием для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов университетов и удовлетворить интерес всех, кто интересуется современным состоянием философской мысли, ее местом и значением в культуре XX века. Книга содержит обширную библиографию проблемы на русском и европейских языках.
// О ТОО ТК "Петрополис", 1997 ISBN 5-86708-101-Х
В настояще время публикация недоступна.- http://aesthetics.philosophy.spbu.ru/upload/userfiles/files/kagan_filos_teor_cen.pdf
-
+
-
Человек как проблема современной философии
Хотя центральной проблемой философии всегда была проблема «человек и мир», рассматривалась она по-разному. На первом этапе истории культуры, когда общественное сознание было мифологическим, и мир, и человек воспринимались как творения того или иного божества, их взаимоотношения оказывались несущественными в их производности от акта божественного творения. Такой тип философии я называю теоцентристским, и неудивительно, что в своем пределе он приводит к растворению философии в теологии, в богословии — показательно откровенное утверждение средневековых схоластов, что философия является «служанкой богословия». Все же такой тип философии сохраняется на протяжении всей истории культуры, вплоть до ХХ века — не случайно наиболее последовательные представители русской религиозной философии становились священнослужителями и сводили решение всех философских проблем к признанию первичности божественного начала (в книге «Философская теория ценности» я показал, как это происходит в данной области философского знания; объективный анализ мог бы выявить эту же закономерность во всех других его разделах).
- http://anthropology.ru/ru/texts/kagan/man.html