ENG
         

Моисей Самойлович КаганМоисей Самойлович Каган (1921 - 2006) - философ, культуролог, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор философских наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, вице-президент Академии гуманитарных наук, заместитель главного редактора журнала "Гуманитарий". Член ряда творческих союзов, российских и международных научных ассоциаций. Автор книг: "Эстетическое учение Чернышевского" (Л.-М., 1958), "О прикладном искусстве" (Л., 1961), "Начала эстетики" (М., 1972), "Человеческая деятельность" (М., 1974), "Мир общения" (М., 1989), "Философия культуры" (СПб., 1996), "Град Петров в истории русской культуры" (СПб., 1996), "Музыка в мире искусства" (СПб., 1996), "Эстетика как философская наука" (СПб., 1997), "Mensch - Kultur - Kunst" (Hamburg, 1994), сборника статей "Системный подход и гуманитарное знание" (Л., 1991). В 70-90-е годы под его руководством созданы коллективные труды по истории эстетической мысли, истории мировой художественной культуры, истории философии культуры. Одновременно работал в сфере искусствознания и художественной критики.

Публикации
  1. + Проблема культуры в философии экзистенциализма

    Ярчайшими представителями экзистенциализма в Германии были К. Ясперс и М. Хайдеггер, в творчестве которых своеобразно преломились традиции философии жизни и неокантианства, прежде всего Баденской школы. Используя ряд ключевых понятий В. Дильтея — «экзистенция», «дазайн», «бытие к смерти», — Ясперс и Хайдеггер дали им сходное толкование, но в целом экзистенциальные позиции обоих значительно различаются в зависимости от понимания ими культурологической проблематики в неокантианстве. Скрещение названных философских традиций в экзистенциализме, а также трагические реалии XX в., включая две мировые войны, предопределили выдвижение в фокусе исследования само существование человека и способ его бытия — культуру. При этом главной характеристикой обоих взаимосвязанных феноменов и у Ясперса, и у Хайдеггера признается их историчность.

    // ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ. Становление и развитие. Под редакцией М. С. Кагана, Ю. В. Перова, В. В. Прозерского, Э. П. Юровской

    http://www.niv.ru/doc/philosophy/philosophy-culture/021.htm
  2. +Философская теория ценности[недоступно]

    Книга написана по университетскому курсу лекций, который автор читает в С.- Петербургском университете на протяжении ряда лет. В книге обобщен опыт разработки теории ценности в зарубежной философии XIX, XX века и в отечественной философии. Вместе с тем, автор предлагает оригинальную концепцию теории ценности, связанную с разработанной им философией культуры. Книга может служить учебным пособием для студентов и аспирантов гуманитарных факультетов университетов и удовлетворить интерес всех, кто интересуется современным состоянием философской мысли, ее местом и значением в культуре XX века. Книга содержит обширную библиографию проблемы на русском и европейских языках.

    // О ТОО ТК "Петрополис", 1997 ISBN 5-86708-101-Х

    В настояще время публикация недоступна.
    http://aesthetics.philosophy.spbu.ru/upload/userfiles/files/kagan_filos_teor_cen.pdf
  3. + Человек как проблема современной философии

    Хотя центральной проблемой философии всегда была проблема «человек и мир», рассматривалась она по-разному. На первом этапе истории культуры, когда общественное сознание было мифологическим, и мир, и человек воспринимались как творения того или иного божества, их взаимоотношения оказывались несущественными в их производности от акта божественного творения. Такой тип философии я называю теоцентристским, и неудивительно, что в своем пределе он приводит к растворению философии в теологии, в богословии — показательно откровенное утверждение средневековых схоластов, что философия является «служанкой богословия». Все же такой тип философии сохраняется на протяжении всей истории культуры, вплоть до ХХ века — не случайно наиболее последовательные представители русской религиозной философии становились священнослужителями и сводили решение всех философских проблем к признанию первичности божественного начала (в книге «Философская теория ценности» я показал, как это происходит в данной области философского знания; объективный анализ мог бы выявить эту же закономерность во всех других его разделах).

    http://anthropology.ru/ru/texts/kagan/man.html