-
+
-
Герменевтика смерти
В человеческом обществе любой культуры и любого исторического времени легко обнаружить структуры, связанные с феноменом смерти. Их можно рассматривать как «ответ» на вопрос устройства человеческой жизни, учитываю- щий смертность человека и знание каждого о своей смертности. Изначально, как показали, например, Арьес [1] и Хуземан [2], смерть человека составляла преимущественно общественную заботу и не порождала личностных проблем. Отношение индивида к смерти было далеко не столь трагическим, как в запад- ноевропейское Новое время. Смерть находилась на виду — привычные сегодня «фигуры умолчания», сокрытия болезни и смерти в специальных местах, перепоручение заботы об умирающем и умершем профессионалам, девальвация под- линного образа смерти псевдообразами массовой культуры и т. п., — весь этот «комплекс вытеснения» настоящей смерти сложился только в ХХ веке. Но во все времена фундаментальные социальные техники — например, техники влас- ти -конституировали себя в том или ином отношении к феномену смерти. Имеет ли современный человек в данном вопросе какое-либо преимущество перед своими предшественниками?
// Методологический и игротехнический альманах «Кентавр» № 21 (май 1999)
- http://www.ruthenia.ru/logos/number/47/15.pdf