ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Руткевич А.М.

Алексей Михайлович Руткевич (1952) - российский философ, переводчик научной классики, эксперт в области истории западной философии XX века. Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории философии и декан философского факультета НИУ ВШЭ, главный научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева (ИГИТИ) НИУ ВШЭ, заведующий сектором современной западной философии Института философии РАН

Публикации
  1. +"Понимающая психология" К.Ясперса[недоступно]

    ротивопоставление каузального объяснения и интенционального понимания имеет долгую традицию в европейской философии, начиная, вероятно, с платоновского "Федона". Не касаясь предыстории герменевтики, отметим, что уже у Шлейермахера искусство толкования текстов становится методом постижения "жизни", а "грамматическое" и "психологическое" понимание образуют неразрывное единство. У Дильтея основанием герменевтики становится психология: "первая и основополагающая единичная наука о духе; следовательно, ее истины образуют фундамент остального знания"[32]. В различных вариантах историцизма ставится задача постижения индивидуального как тотальности. "Описательная психология" Дильтея по ряду причин не могла стать фундаментом той психологии и психиатрии, которые развивались представителями этих дисциплин: процедура "вчувствования" не годится для постижения внутреннего мира психически больного индивида. Феноменологическая психология и психиатрия ставили перед собою ту же цель, но решали ее иными средствами. Феноменологическое описание, интенциональный анализ сознания были противопоставлены "психофизике", методам объективирующего познания. В начале века появляются работы Е.Минковского, В. фон Гебзаттеля, Э.Штрауса, в которых предзаданные объяснительные схемы клинической психиатрии "берутся в скобки". Важнейшей работой начала века была "Общая психопатология" К.Ясперса, до сих пор являющаяся образцом применения дескриптивной феноменологии к симптомам и синдромам психических заболеваний.

    // История философии. № 1. - М., 1997

    В настояще время публикация недоступна.
    http://philosophy.ru/iphras/library/i_ph_1.html
    http://iph.ras.ru/page51123953.htm
  2. +От Фрейда к Хайдеггеру: Критич. очерк экзистенциального психоанализа[недоступно]

    Это первая в нашей литературе работа, содержащая критический анализ экзистенциального психоанализа, получившего широкое распространение на Западе н своими истоками обращенного к концепциям Фрейда, Сартра, Хайдеггера. Автор книги, кандидат философских наук А. М. Руткевич, рассматривая взгляды ведущих представителей этого направления (Л. Бинсвангера, Р. Мэя, Р. Лэйнга, М. Босса, Ф. Франкля и др.), показывает их связь с процессами, происходящими в современном буржуазном обществе,- с так называемым "контркультурным" движением, распространением всякого рода неконфессиональных религиозных учений и т. д. Книга рассчитана на читателей, проявляющих интерес к новейшим течениям современной буржуазной философии и психологии.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://lib.sibnet.ru/get/book/3435
    http://bookre.org/reader?file=1346097&pg=1
    https://vk.com/doc12014848_141612755
  3. + Философия Альбера Камю

    Альбер Камю неоднократно повторял, что он не является фило­софом. Профессиональным философом он, действительно, не был, хотя получил философское образование и вполне мог бы стать профессором в каком-нибудь университете (этому, однако, поме­шала болезнь). Вряд ли от этого выиграли бы не только миллионы читателей его романов, но и сами философы - последние неодно­кратно указывали на отсутствие точных определений, понятийного анализа в работах Камю, на нередкие неточности в реконструк­ции воззрений мыслителей прошлого. Но любому академическому философу понятна оригинальность мышления Камю, не логиче­ская, а интуитивная точность его рассуждений. Со времен "Опытов" Монтеня, "Рассуждения о методе" Декар­та, "Максим" Ларошфуко и "Мыслей" Паскаля во Франции, не прерываясь, существовала традиция философской эссеистики, обращенной не к цеху выпускников философских факультетов, а к любому образованному читателю. Кажется, первым на при­надлежность Камю к традиции французских "моралистов" ука­зал Сартр в своей рецензии на "Миф о Сизифе" и "Постороннего".

    http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000810/