ENG
         
Некоторые теории основаны главным образом на поведении психически нездоровых и тревожных людей или же на выходках доведенных до крайности лабораторных крыс. Очень немногие теории сформировались на основе изучения здоровых человеческих существ, таких, которые не столько стараются сохранить свою жизнь, сколько стремятся сделать ее осмысленной.
Г.Олпорт

Гордон Оллпорт (Gordon Allport )

Гордон Олпорт (Gordon Allport ) (1897-1967)

Гордон Олпорт, один из четырех детей врача, родился в 1897 году в Индиане, но вырос в Кливленде, где получил образование в государственной школе. Он был студентом последнего курса Гарвардского университета в тот же год, когда его старший брат Флойд стал выпускником того же университета, специалистом по психологии. Получив в 1919 году степень бакалавра по философии и экономике, Олпорт в течение года работал в Роберт Колледже в Стамбуле, где преподавал социологию и английский язык. Затем он вернулся в Гарвард и выполнил все необходимое для получения степени доктора по психологии (1922 г.). В течение двух последующих лет он учился в Берлине, Гамбурге и Кембридже. Этот опыт экстенсивной жизни в академических ситуациях зарубежья, вероятно, сыграл определенную роль в развитии его интереса к международным отношениям, столь очевидного в деятельности Олпорта в течение последних тридцати лет. Это привело также и к тому, что в течение десяти лет или даже более Олпорт был главным интерпретатором германской психологии в Америке. Вернувшись из Европы, он занял место преподавателя департамента социальной этики Гарвардского университета. Опять-таки, можно усмотреть связь между этим первым американским преподавательским местом Олпорта и его постоянной озабоченностью проблемами, имеющими социальное и этическое значение. Через два года он занял место ассистента по психологии в Дармутском колледже, но в 1930 году получил приглашение вернуться в Гарвард, где оставался до своей смерти, последовавшей в 1967 году, за месяц до семидесятилетнего юбилея. Олпорт был одной из центральных фигур в междисциплинарном движении, которое привело к формированию Департамента социальных отношений в Гарвардском университете - то была попытка интеграции психологии, социологии и антропологии.

За время своей карьеры Олпорт был удостоен практически всех профессиональных почестей, какие возможны для психолога. Он был избран Президентом Американской психологической ассоциации, Президентом Восточной психологической ассоциации. Президентом Общества психологического изучения социальных проблем. В 1963 году он был награжден Золотой медалью Американского психологического фонда, в 1964 году получил награду Американской психологической ассоциации за выдающийся вклад в науку. Широта и многообразие его научной работы видны в десятках книг и бесчисленном множестве монографий, статей, предисловий, обзоров, которые он писал часто в сотрудничестве с другими психологами. Кроме того, он соавтор двух широко используемых тестов. (Многие из этих публикаций перечислены в библиографии. Полный перечень его трудов приведен в книге «The person inpsychology», 1968).

Оллпорт - инициатор разработки системного подхода к изучению личности. Согласно теории Олпорта, личность представляет собой развивающуюся и открытую психофизиологическую системы, ядро которой составляет человеческое Я («Личность: психологическая интерпретация», 1937). Особенностью этой системы является стремление личности к реализации своего жизненного потенциала, к самоактуализации. Олпорт полагал, что системный подход в психологии позволит преодолеть ограниченность как механистического воззрения на человека, свойственного бихевиоризму и кибернетике, так и теорий, объясняющих специфику поведения личности скрытыми в глубинах ее внутреннего мира бестелесными актами. Считал, что личность в своих проявлениях в большей степени следует социальным, чем биологическим мотивам, и на этом основании подверг экспериментальному изучению иерархию культурных ценностей, на которые ориентируются различные типы людей. Выдвинул положение о том, что мотивы, возникающие на биологической почве, в дальнейшем могут стать независимыми от нее и функционировать самостоятельно (принцип функциональной автономии).

  • Краткий психологический словарь, Издание второе, расширенное, исправленное и дополненное Под общей редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского
  • Теории личности. Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей
Публикации
  1. +Личность в психологии[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://personhuman.narod.ru/goo.html
  2. +Личность: проблема науки или искусства?[недоступно]
    В настояще время публикация недоступна.
    http://personhuman.narod.ru/goo2.html
  3. + Становление личности: Избранные труды
    http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads&showfile=1218
  4. + Становление: основные положения психологии личности
    http://psylib.org.ua/books/olpor01/index.htm
    http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads&showfile=1218
  5. + Функциональная автономия мотивов
    http://psylib.myword.ru/index.php?automodule=downloads&showfile=278
См.также
  1. Гордон Оллпорт. Биографический очерк.