ENG
         
hpsy.ru/

публикации/авторы/Манёров В.X.

Манёров Валерий Хайдарович. Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой методов психологического познания психологического факультета РПГУ им. Герцена (Санкт-Петербург).

Научные интересы: христианская психология, психология нравственного сознания, голос и речь как символ личности, самоактуализация и предназначение личности, психология совести, психологические аспекты борьбы с вандализмом, психология Петербурга.


Публикации
  1. +Духовность человека как предмет психологии[недоступно]

    Духовность человека по-разному трактуется в светской (научной) и христианской традициях. В первой — она сводится к душевности, нравственности, интеллектуальности, добродетельности, во второй — это понятие выводится за пределы бытия души (психики). Духовные люди, по апостолу Павлу, — «водимые Святым Духом» или, по св. Григорию Паламе, — «новые люди, возрожденные благодатью Всесвятого Духа» 1. В обоих случаях речь идет о высшей ценности природы человека, которая понимается по-разному в этих двух несовпадающих мировоззренческих системах и соответствующих им антропологических системах. Осмысление истоков и причин кризиса западной цивилизации, в том числе кризиса науки (и человекознания), приводит к необходимости пересмотра горизонтальной, усекающей, приземляющей понятие духовность, гуманистической антропологии. Наука обращается к христианскому взгляду на человека, который ставит индивидуальную человеческую судьбу в исключительное положение по отношению не только к тварной природе, но и к обществу, государству, истории и даже цивилизации. Об этом хорошо сказано у Н. А. Бердяева 2:24. Он пишет, что проблема человека может быть целостно поставлена и решена лишь в свете идеи богочеловечества. Существенно для личности то, что она предполагает существование сверхличного, того, что ее превосходит и к чему она стремится. Общество только часть личности, лишь социальная ее сторона. Личность не есть также часть мира, космоса, наоборот, космос — часть личности. Личность есть божья идея, замысел, задача. Человек, состоящий из души и тела, есть существо природное. Но дух не есть природа.

    // Доклад Покровских педагогических чтений

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38075.php
  2. +Духовность человека как ценность и предмет христианской психологии[недоступно]

    Духовность человека по-разному трактуется в светской (научной) и христианской традициях. В первой - она сводится к душевности, нравственности, интеллектуальности, добродетельности, во второй - это понятие выводится за пределы бытия души (психики). Духовные люди, по апостолу Павлу, - "водимые Святым Духом" или, по св. Григорию Паламе, - "новые люди, возрожденные благодатью Всесвятого Духа" 1. В обоих случаях речь идет о высшей ценности природы человека, которая понимается по-разному в этих двух несовпадающих мировоззренческих системах и соответствующих им антропологических системах. Осмысление истоков и причин кризиса западной цивилизации, в том числе кризиса науки (и человекознания), приводит к необходимости пересмотра горизонтальной, усекающей, приземляющей понятие духовность, гуманистической антропологии. Наука обращается к христианскому взгляду на человека, который ставит индивидуальную человеческую судьбу в исключительное положение по отношению не только к тварной природе, но и к обществу, государству, истории и даже цивилизации

    // Доклад Покровских педагогических чтений

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38075.php
  3. +О методологии христианской психологии[недоступно]

    В узком кругу христианских психологов термин «христианская психология» постепенно становится привычным, уже удивляет реакция недоумения неофитов-коллег или студентов, узнающих о ее существовании. Между тем, чаще всего в таких случаях проявляется неотрефлексированная реакция на противоречие в словосочетании двух слов, где слово «логия», обозначающее «учение», и обычно присутствующее в названии научных дисциплин, соединено с каким-либо из следующих определений: христианская, православная, святоотеческая, религиозная и т. д. Любому студенту старших курсов известны сложные, проблематичные и непримиримые отношения между наукой и религией. В психологии это проявляется в непроблематизируемом конфликте представлений о природе человека, заимствованных, с одной стороны, из материалистической, эволюционной антропологии, с другой стороны, из антропологии библейской и святоотеческой, в основе которой находится учение о тварной природе человека. Тем не менее, мы обсуждаем методологию и понятийный аппарат христианской психологии, рассматривая ее как парадигму или, осторожнее, как один из образов психологической науки. Мы обсуждаем и ее особенности как практической науки, обсуждаем особенности христианской психологической помощи так, как будто эта наука уже консолидирована и признана со стороны и науки и религии. Между тем, обозначая дисциплину термином «христианская психология», мы касаемся методологической коллизии, которая возникает в драматической мировоззренческой альтернативе «наука — религия». О ее актуальности А. Н. Уайтхед выразился следующим образом: «Когда мы принимаем во внимание, какое значение для человечества имеет религия и какое наука, мы можем без преувеличения сказать, что от решения вопроса об отношениях между ними нынешним поколением зависит дальнейший ход истории»

    // Доклад Покровских педагогических чтений

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38073.php
  4. + Самореализация личности: взгляд с позиций христианской психологии

    В центре самореализации личности, как ее понимает гуманистическая психология, лежат понятия, так или иначе связанные с самосознанием. Самосознание может определяться через познание себя, познание своей самости (Слободчиков В. И., Исаев Е. И., 1995). Самость — гипотетическое понятие, введенное в психологию К. Юнгом, это есть «центр тотальной, беспредельной и не поддающейся определению психической личности» (Юнг К Г, 1991, с 157). Сознательное Ego подчинено или включено в самость, наделенную своим голосом, слышимым иногда в моменты интуиции и сновидений. Самоактуализация в этой концепции есть по существу эволюция самости, происходящая в направлении от бессознательного к нравственным идеалам. Потребность в самореализации — высшая в иерархии потребностей. В результате ее удовлетворения личность становится тем, кем она может и должна стать в этом мире Главное профессиональное предназначение, дело человека совершается вместе с сотворением его личности. Но как человек узнает о своем предназначении‘’.

    http://www.psycheya.ru/lib/ppsl_5.html
    http://tipa-biblioteka.narod.ru/maner2.html
  5. +Совесть молодых людей в годы кризиса (эмпирическое исследование)[недоступно]

    Cостояние совести россиян как духовно-нравственной основы личности, вызывает тревогу в обществе и рассматривается как одна из главных причин затянувшегося кризиса, сферы проявления которого в России трудно перечислить. Духовная причина российских неустройств кажется очевидной, выводы делаются иерархами РПЦ, политиками, учеными, журналистами. Особенно тревожит духовное состояние детей и Патриарх Алексий на Рождественских чтениях в январе 2002 года говорил: «Судьба миллионов детей в России, не защищенных от негативных последствий моральной опустошенности окружающего их мира, трагична… множество юных душ приобщились к алкоголю, наркотикам, разврату… Россия не возродится, если духовно-нравственные ценности не будут поставлены во главу угла». В Декларации о правах и достоинстве человека, принятой на Х Всемирном русском народном соборе в начале апреля 2006 года уже в первых строках пишется: «Вечный нравственный закон имеет в душе человека твердую основу, не зависящую от культуры, национальности, жизненных обстоятельств. Эта основа заложена Творцом в человеческую природу и проявляется в совести». Пафос декларации далее обращен на защиту нравственных ценностей, которые подавляются под предлогом защиты прав человека, причем изобретаются «права» на бессовестность — на поведение, осуждаемое традиционной моралью и всеми историческими религиями.

    // Покровские чтения. Сборник докладов 2005–2006 гг.»

    В настояще время публикация недоступна.
    http://pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2005-2006/txt/manerov.php
  6. +Совесть: теоретическая плюралистичность и феноменологическое многообразие[недоступно]

    Совесть — психологический механизм, который позволяет человеку ориентироваться в одном из главных отношений между явлениями — их местом в жизненном континууме с полюсами добро и зло, и совершить движение в направлении добра. Подобно разуму, который можно определить как механизм поиска истины в континууме истина — ложь, подобно эстетическому чувству, позволяющему видеть красоту окружающего в пространстве красоты и безобразия, совесть путем выбора доброго, нравственного, справедливого поддерживает сохранение нравственных обязательств и отношений в мире людей. Схиигумен Савва пишет о совести: «Прекратив Свое видимое и непосредственное общение с человеком, Бог не оставил его и продолжает постоянно учить и вразумлять его. Он вложил в него особую способность: как бы приоткровенно слышать свой голос через голос нашей совести, этот голос очень нужен, и способность его слышать легко потерять» [1. С. 105]. При всем cказанном может показаться удивительным, что совесть в современном ее понимании внутриличностного, субъективного рефлексивного механизма — не столь уж давнее приобретение человечества. Современное состояние совести, по крайней мере для христианского мира, возникло вместе с приходом христианства. Еще более удивительно, что рождение христианской совести запечатлено в книге и может быть названа точная дата этого рождения. Впрочем, мнения исследователей здесь расходятся. Согласно одним, понятие совести почти не известно в античности. Согласно мнению других, в отношении совести возникло терминологическое запаздывание, когда субъективное переживание в отношении дурного или доброго, совершенного или планируемого действия, уже существует, но еще не обозначено специальным понятием

    // Покровские чтения. Сборник докладов 2004–2005 гг.

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2004-2005/txt/manerov.php