ENG
         

Знаков Виктор Владимирович

Знаков Виктор Владимирович (1950) - доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии психологического факультета МГУ, специалист по психологии мышления, понимания, психологии субъекта и психологии человеческого бытия.

С 1996 по 2000 г.г. совмещал научную работу в ИП РАН с должностью начальника Отдела проблем комплексного изучения человека, психологии и педагогики Российского гуманитарного научного фонда. 2000-2005 - заместитель директора по научной работе Института психологии РАН, с 2005 - главный научный сотрудник Лаборатории психологии развития ИП РАН.

Лауреат премии имени С. Л. Рубинштейна Президиума Российской академии наук (1999), член Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК Российской Федерации (1999-2002).

Член редколлегий журналов «Человек», «Психологический журнал», редакционных советов «Ярославского психологического вестника», «Сибирского психологического журнала», «Человек. Сообщество. Управление» (Кубанский госуниверситет).

Опубликовал около 100 научных работ.

Публикации
  1. + Многомерный мир человека: типы реальности, понимания и социального знания

    В статье анализируются три реальности, в которых живет человек, - эмпирическая, социокультурная и экзистенциальная. Каждой реальности сопоставлены домены социального знания, с помощью которых они описываются, - моральный, конвенциональный и персональный. Обосновано положение о том, что реальности понимаются людьми по типам понимания-знания, понимания-интерпретации и понимания-постижения. Показано, что человек одновременно существует в разных реальностях, понимает их на неодинаковых психологических основаниях и использует для описания различные типы социального знания. Категория "мир" принадлежит к основополагающим понятиям современной психологии. Мир - это совокупность вещей и явлений, соотнесенных с людьми, представляющая собой организованную иерархию различных способов человеческого существования (Рубинштейн, 1997). Мир человека многомерен, он состоит, по меньшей мере, из трех реальностей - эмпирической, социокультурной и экзистенциальной. Цель статьи - проанализировать эти реальности, типы понимания их субъектом, а также типы социального знания, используемые для описания каждой из них. Ключевые слова: многомерный мир; реальность; знание; понимание;

    // ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2012. № 3

    http://msupsyj.ru/articles/detail.php?article=1721
    http://msupsyj.ru/pdf/vestnik_2012_3/vestnik_2012-3_18-29.Pdf
  2. + Научный анализ человеческого бытия в трудах С. Л. Рубинштейна и современной психологии (в сборнике)

    Цель статьи — рассмотреть человеческое бытие с трех точек зрения: 1) как такое единичное, в котором потенциально воплощено общечеловеческое и которое порождается в межсубъектном пространстве; 2) как многомерный мир, разные уровни действительности, соотнесенные со способами существования людей; 3) как такое экзистенциальное образование, в котором главную роль играют ценностно-смысловые составляющие человеческой жизни.

    // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.

    http://window.edu.ru/window_catalog/files/r67580/document2003.pdf
    http://www.ipras.ru/engine/documents/document2003.pdf
  3. + Непостижимое и тайна как атрибуты экзистенциального опыта

    Проанализирована структура экзистенциального опыта субъекта, выявлены его основные компоненты, сопоставлены его содержание с ментальным и другими видами опыта. Рассматриваются шесть основных составляющих экзистенциального опыта: трехкомпонентная структура, метасистемная организация, переживание, свое и чужое в опыте человека, понимание-постижение и непостижимое, тайна как атрибут опыта. Обосновывается, что наряду с достоверным знанием непостижимое и тайна являются неустранимыми составляющими человеческого бытия и опыта субъекта. Ключевые слова: экзистенциальный опыт, переживание, понимание-постижение, непостижимое, тайна

    // Психологические исследования 2013 Том 6 No. 31

    http://www.psystudy.com/index.php/num/2013v6n31/879-znakov31.html
  4. + Понимание как проблема психологии мышления

    Проблема понимания в наше время стала междисциплинарной: она является предметом анализа одновременно в нескольких областях научного познания - физике, философии, истории и др. В современной науке выделяется, по меньшей мере, семь основных направлений ее исследования - методологическое, гносеологическое, логическое, семантическое, лингвистическое, коммуникативное и психологическое.

    http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=813&binn_rubrik_pl_articles=121
  5. + Понимание субъектом мира как проблема психологии человеческого бытия

    Психология понимания в наше время является одним из перспективных и динамично развивающихся направлений современной психологической науки. Для человека как со­циального индивида потребность в понимании (природных явлений, поступков людей, отношений между государствами и т.п.) - это, безусловно, одна из главных психологических потребностей. Рассматривая проблему понимания с точки зрения современной науки, следует говорить о двух главных подходах к анализу этого феномена - познавательном и эк­зистенциальном. В психологии познания понимание рассматривается как такая мыслительная процедура, которая по своей значимости для познающего окружающий мир субъекта сопоставима с процедурами объяснения, прогнозирования и другими. Эта процедура направлена не на получение нового знания, а на смыслообразование, приписывание смысла знанию, получен­ному в процессе мыслительной деятельности. Посредством понимания субъект не только познает окружающий мир, но и выражает свое отношение к социальной действительности. Индивидуальная специфика понимания вносит весьма суще­ственный вклад в формирование личностных способов мыш­ления субъекта, осмысливающего моральные, правовые, по­литические, экономические ценности изменяющегося мира.

    http://rubinstein-society.ru/cntnt/nauchnie-raboti/sovremennie-issl/sovremennie-issl-2/v-v-znakov.html
  6. + Понимание субъектом мира как проблема психологии человеческого бытия

    Cовременные психологи, изучающие человека и сами живущие в человеческом мире, вольно или невольно вторгаются в пределы особой области психологической науки — психологии человеческого бытия. К основателям психологии человеческого бытия следует отнести прежде всего В. Франкла и С.Л. Рубинштейна. Несмотря на принадлежность к совершенно различным социальным мирам и научным школам, двое выдающихся ученых высказывали поразительно сходные суждения о психологии человека. Основой сходства являются прежде всего почти одинаковые представления о должном — таком морально-нравственном императиве, который регулирует поступки субъекта, его представления о подлинно человеческом отношении к себе и другим. Этическую категорию долженствования можно сравнить с компасом, не только помогающим человеку выбирать способы ориентации в житейских ситуациях, но и адекватно понимать их.

    // Проблема субъекта в психологической науке / Под. ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. М.: Академический проект, 2000. С. 86-105.

    http://institut.smysl.ru/article/14.php
    http://www.ido.edu.ru/psychology/psychology_of_person/ch1_2.html
  7. + Понимание экзистенциального выбора: жизнь в страданиях или эвтаназия

    Обсуждается проблема экзистенциального выбора. Эвтаназия анализируется как типичная ситуация экзистенциального выбора субъекта — врача или неизлечимо больного пациента. В эмпирическом исследовании, проведенном на 240 испытуемых, изучались связи между мировоззренческими установками и личностными свойствами людей и психологическими особенностями понимания ими дилемм, описывающих эвтаназию. В исследовании показано, что люди, верящие в Бога, в меньшей степени согласны с эвтаназией, чем неверующие. Обосновано также, что испытуемые с высоким уровнем макиавеллизма личности и низкими показателями осмысленности жизни в большей степени принимают эвтаназию, чем субъекты с низким уровнем макиавеллизма и высокими оценками по методике смысложизненных ориентаций.

    // Вопросы психологии. 2005. № 6. С. 3-12.

    http://institut.smysl.ru/article/znakov.php
  8. +Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия[недоступно]

    Обосновано, что А.В. Брушлинский разработал целостный, оригинальный и сформированный вариант психологии субъекта. Принципиальная новизна психологии субъекта заключается главным образом в трех основных положениях: в значительном расширении представлений о содержании активности как фактора детерминации психики; в переходе от микросемантического к микроаналитическому методу познания психического; в целостном системном характере исследования динамического, структурного и регулятивного планов анализа психологии субъекта. Показано, что психология субъекта является методологической основой эмпирических исследований проблем понимания человеческого бытия: различения парадигматического и нарративного способов понимания мира; анализа роли самопонимания, самопознания, рефлексии субъектов общения в формировании взаимопонимания; субъект-субъектных и субъект-объектных типов понимания высказываний и психологических особенностей партнеров в межличностном общении. Ключевые слова: А.В. Брушлинский, психология субъекта, субъект-субъектные и субъект-объектные типы взаимодействия, взаимопонимание, самопонимание, психология человеческого бытия

    // ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2003, том 24, № 2, с. 95-106

    В настояще время публикация недоступна.
    http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/ch1_2.html
  9. + Психология человеческого бытия и самопонимание субъекта (в сборнике)

    С позиций психологии человеческого бытия одну из главных причин переосмысления рациональных типов познания следует искать в неразрывной связи понимания субъектом мира и его самопонимания. Известно, что любое понимание всегда включает в себя самопонимание. Самопонимание дает человеку возможность обратиться к своим истокам, ответить на вопросы о том, какой он и что с ним происходит. Вместе с тем углубление в себя одновременно означает постепенное уд аление от ясных и логичных схем рассуждений. В результате порождаются новые типы рациональных рассуждений, парадоксальным образом включающие в себя иррациональные и бессознательные компоненты. Исследования показывают, что самопонимание является одновременно и целостным, интегративным, и неоднородным, многомерным психологическим феноменом. Пытаясь его описать и определить, психологи обычно обращают наиболее пристальное внимание на разные стороны самопонимания - либо когнитивную, познавательную, либо экзистенциальную, бытийную

    // Известия ТРТУ No 7. Тематический выпуск. ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

    http://izv-tn.tti.sfedu.ru/wp-content/uploads/PDF/2005_7%2851%29.pdf
  10. + Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема

    Представлены результаты теоретического и эмпирического изучения психологического феномена самопонимания с позиций психологии человеческого бытия. Проанализировано соотношение когнитивных и экзистенциальных аспектов проблемы. В исследовании, проведенном на выборке из 430 испытуемых, проверялись две гипотезы: 1) самопонимание субъекта представляет собой сложный психологический феномен, в котором можно выделить две составляющие: когнитивную и экзистенциальную; когнитивная составляющая самопонимания отражает его познавательную направленность, а экзистенциальная — бытийную, связанную с пониманием субъектом себя в реальных ситуациях человеческого бытия; 2) психологические особенности самопонимания у испытуемых женского и мужского пола различны: у первых более выражена когнитивная, конкретно-ситуативная направленность, а у вторых бытийная, экзистенциальная. В результате подтвердились обе гипотезы: о двухкомпонентной структуре самопонимания и половых различиях в его структуре.

    // Психологический журнал, 2005, том 26, №1, с. 18-28

    http://institut.smysl.ru/article/understand.php
  11. + Самопонимание субъекта как проблема психологии человеческого бытия

    Современная психология характеризуется множеством не только областей и направлений исследований, но и различных способов методологической рефлексии содержания и структуры психологического знания. Одним из вариантов новой методологии понимания человеческого бытия является психология субъекта. Сегодня в российской психологической науке категория субъекта играет системообразующую роль, и это не удивительно, потому что понятие «субъект» по своей сути интегративно. В нем воплощено всеохватывающее, наиболее широкое понимание человека, обобщенно раскрывающее целостность всех его качеств: природных, индивидуальных, социальных, общественных. Не случайно многие российские психологи в той или иной мере обращались в своих работах к проблематике субъекта.

    http://akme31.narod.ru/5.html
  12. + Самосознание, Самопонимание и Понимающее себя Бытие

    В статье проанализированы проблемы взаимосвязи самосознания с самопониманием. С позиций психологии человеческого бытия дан положительный ответ на вопрос: может ли понимающее себя бытие рассматриваться не только как известная философская метафора (М. Хайдеггер), но и как реальный феномен самосознания, предмет психологического исследования? Человеческое бытие рассматривается как не тождественное жизни индивидуального субъекта. Это понятие соответствует рубинштейновскому понятию «мира» как совокупности вещей и явлений, соотнесенных с взаимодействующими людьми, как организованной иерархии различных способов существования. Человеческое бытие представляет собой такое единичное (в частности, индивидуально-психологические особенности общающихся людей), в котором потенциально представлено общее — весь мир, все человечество. Отсюда следует, что человеческое бытие может понимать себя. Понимающее себя бытие представляет собой диалектическое единство самопонимания взаимодействующих субъектов и группового понимания. Такое понимание порождается в межсубъектном пространстве на стыке разных ценностно-смысловых позиций. Оно базируется на общей платформе принимаемых определенными группами людей норм, ценностей, смыслов.

    // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 3. С. 65-74.

    http://institut.smysl.ru/article/znakov_osoznanie_20091114.php
  13. + Субъектно-аналитический подход в психологии понимания

    Описана модель понимания трех реальностей мира человека. Изложены способы, основания и типы понимания эмпирической, социокультурной и экзистенциальной реальностей. Проанализированы объективные и субъективные основания различения реальностей. Кратко описан субъектно-аналитический подход к исследованию психологии понимания. Подробно описаны субъектная и аналитическая составляющие подхода. Ключевые слова: понимание, реальность, факт, субъектно-аналитический подход

    // Психологические исследования 2015 Том 8 No. 42

    http://www.psystudy.com/index.php/num/2015v8n42/1157-znakov42.html
  14. + Теоретические основания психологии человеческого бытия

    Представлены результаты подведения предварительных итогов формирования психологии чело- веческого бытия, возникшей на основе психологической концепции субъекта А.В. Брушлинского. Описаны пять компонентов структуры этой области психологической науки и ее основные мето- ды - нарративный и тезаурусный способы понимания событий. Выявлена важная роль экзистен- циального опыта субъекта, описана его трехкомпонентная структура и метасистемная организа- ция. Приведены результаты исследований понимания субъектом критических событий челове- ческого бытия. Ключевые слова: А.В. Брушлинский, психология субъекта, психология человеческого бытия, понимание, экзистенциальный опыт.

    // ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2013, том 34, No 2, с. 29-38

    http://www.psycdigest.ru/articles/pdf/29-38%28Znakov%29.pdf
  15. + Экзистенциальная психология или психология человеческого бытия?

    История психологии ХХ века представляет собой последовательную смену научных теорий, исследовательских подходов к изучению психики. В конце столетия наиболее ярким проявлением этого оказалось смещение интересов большой части психологов с когнитивной парадигмы на экзистенциальную, переход от изучения отдельных психических процессов и явлений к анализу целостных ситуаций человеческого бытия. Появилась экзистенциальная психология, предметом которой стали такие глобальные проблемы, как жизнь и смерть человека; свобода и детерминизм; моральный выбор и ответственность; общение и одиночество; смысл и бессмысленность, абсурдность существования.

    http://existancepsychology.narod.ru/8.htm
  16. + Экзистенциальный опыт и постижение как методологические проблемы психологии понимания

    В статье дан методологический анализ трех тенденций развития психологического познания в последние три десятилетия. Во-первых, анализируются психологические исследования обработки информации в человеческом мышлении, основанной иногда на интуитивном опыте, иногда на логически обоснованном знании. Показано, что согласно теориям двойственности процессов рассуждений (dual-process theories of human thinking), у человека есть две отличные, но взаимодействующие системы для обработки информации. Одна система ориентирована на эвристики, приводящие к интуитивным ответам, а другая основана на аналитической обработке. Их описания соответствуют представлениям психологов о когнитивно-опытной теории личности (CEST) С. Эпштейна и двух познавательных стилях - рациональном и интуитивном. Такие научные представления неразрывно связаны с существованием целостного континуума способов понимания мира: от парадигматического к нарративному и затем к тезаурусному. Во-вторых, доказывается, что современный человек живет в многомерном мире, состоящем из эмпирической, социокультурной и экзистенциальной реальностей. События и ситуации в этих реальностях понимаются людьми по типам понимания-знания, понимания-интерпретации и понимания-постижения. В-третьих, обосновывается, что экзистенциальную реальность субъект не познает, а постигает. Соответственно экзистенциальный опыт субъекта закономерно включает не только бессознательные знания и переживания, но и непостижимое и таинственное. Обосновано, что непостижимость реальности - это один из атрибутов бытия. Непостижимость не означает принципиальной невозможности понимания. Постижение представляет собой такой тип понимания, который направлен на явления и объекты мира, требующие для своего понимания незаурядных усилий. Постижение - это такое схватывание целого, части которого субъект по тем или иным причинам не может познать и детально описать. Проанализирована тайна как научный психологический, а не мистический и фантастический феномен. Определение тайны дано на основе психологии мышления, в которой различаются проблемная ситуация и задача.

    // Page 1 ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕК. СООБЩЕСТВО. УПРАВЛЕНИЕ • 2014 • №3 67 ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ И ПОСТИЖЕНИЕ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ПОНИМАНИЯ В . В . Знаков1 В статье дан методологический анализ трех тенденций развития психол

    http://chsu.kubsu.ru/arhiv/2014_3/2014_3_Znakov.pdf
  17. + Экзистенциальный опыт и постижение как методологические проблемы психологии понимания

    В статье дан методологический анализ трех тенденций развития психологического познания в последние три десятилетия. Во-первых, анализируются психологические ис- следования обработки информации в человеческом мышлении, основанной иногда на интуитивном опыте, иногда на логически обоснованном знании. Показано, что согласно теориям двойственности процессов рассуждений (dual-process theories of human thinking), у человека есть две отличные, но взаимодействующие системы для обработки информа- ции. Одна система ориентирована на эвристики, приводящие к интуитивным ответам, а другая основана на аналитической обработке. Их описания соответствуют представле- ниям психологов о когнитивно-опытной теории личности (CEST) С. Эпштейна и двух по- знавательных стилях - рациональном и интуитивном. Такие научные представления не- разрывно связаны с существованием целостного континуума способов понимания мира: от парадигматического к нарративному и затем к тезаурусному. Во-вторых, доказывается, что современный человек живет в многомерном мире, состоящем из эмпирической, соци- окультурной и экзистенциальной реальностей. События и ситуации в этих реальностях понимаются людьми по типам понимания-знания, понимания-интерпретации и понима- ния-постижения. В-третьих, обосновывается, что экзистенциальную реальность субъект не познает, а постигает. Соответственно экзистенциальный опыт субъекта закономерно включает не только бессознательные знания и переживания, но и непостижимое и таин- ственное. Обосновано, что непостижимость реальности - это один из атрибутов бытия. Непостижимость не означает принципиальной невозможности понимания. Постижение представляет собой такой тип понимания, который направлен на явления и объекты мира, требующие для своего понимания незаурядных усилий. Постижение - это такое схваты- вание целого, части которого субъект по тем или иным причинам не может познать и де- тально описать. Проанализирована тайна как научный психологический, а не мистический и фантастический феномен. Определение тайны дано на основе психологии мышления, в которой различаются проблемная ситуация и задача. Ключевые слова: понимание, постижение, знание, опыт, непостижимое, тайна.

    // ЧЕЛОВЕК. СООБЩЕСТВО. УПРАВЛЕНИЕ 2014 №3 67

    http://chsu.kubsu.ru/arhiv/2014_3/2014_3_Znakov.pdf
  18. +Экзистенциальный опыт субъекта[недоступно]

    Что такое опыт? Согласно "Критике чистого разума" Канта опыт есть главный продукт нашего ума. "В философии опыт является основой всего непонятийного знания о действительности" (Философский энциклопедический словарь, 2010). В самом общем виде в науке опытом называются сохранившиеся в нашей памяти осмысленные и пережитые ситуации познания и общения, включающие возможные способы действий в них. В соответствии с антропологическим принципом опыт рассматривается как сложный сплав знаний, переживаний, ценностей, смыслов. В частности, "в экзистенциальной философии опыт понимается как глубинное знание, которое рождается в корне экзистенции в процессе переживаний и действий, составляющих духовное бытие личности, решение ею коренных вопросов существования: отношения к смерти, причастности миру, преодоления одиночества"

    В настояще время публикация недоступна.
    http://iph.ras.ru/uplfile/socep/106_znakov.pdf
См.также
  1. Страница В.В. Знакова на сайте ИП РАН