- + - Экзистенциально-феноменологическое направление в социальной психологии
-
+
-
Постмодернистский, социокультурный интердетерминистский диалогизм как перспектива позиционирования в предмете психологии
Рассматривается проблема позиционирования в предмете психологического знания в перспективе постмодернистского социокультурного интердетерминистского диалогизма. Показываются особенности трансформации психологического знания в историкокультурной перспективе. Обосновывается, что специфика предмета психологического знания определятся биосоциальной сущностью человека в ее рационально-иррационально-экзистенциальном измерениях, а также ее интердетерминированностью социокультурным и физическим контекста ми бытия. Рассматриваются особенности существования в условиях многообразия парадигмальных координат, характеризующегося "полифонией голосов". Определяются условия научного диалога в условиях парадигмального многообразия и методологического плюрализма. Демонстрируются особенности интегративноэклектического подхода. Намечаются перспективы развития психологического знания. Ключевые слова: биологическая, символическая и рефлексивная природа, биосоциальная сущность, диалог, интегративно-эклектический подход, культура, культурнонаучная традиция, полифонизм, предмет исследования, постмодернизм, социокультурный интердетерминистский диалогизм.
// Методология и история психологии. 2006. Том 1. Выпуск 1
- http://mhp-journal.ru/upload/2006_v1_n1/2006_v1_n1_15.pdf
- http://www.yanchukvladimir.com/docs/Methodology/PsySubject%202006.pdf
- +-Экзистенциально-феноменологическое направление в социальной психологии[недоступно]
Каждый человек видит мир по своему, отражая собственную субъективность. Понимание этой субъективности, индивидуально уникальным образом окрашивающей само- и мировосприятие предполагает изучение природы субъективных переживаний, процессов и механизмов, лежащих в основе человеческих предубеждений, иррациональных действий и т.п. В приведенном контексте человеческое миро- и самовосприятие может быть уподоблено процессу создания сказочного мира. Человек в силу своей субъективности конструирует свои собственные, часто не имеющие под собой рациональных оснований, образы самого себя и окружающего. Эти образы или "сказки" и определяют характер интерпретации происходящего. Более адекватные "сказки" предоставляют возможность более адекватных взаимоотношений с самим собой и окружающим миром, менее адекватные - лежат в основании соответствующих проблемных полей. Причем, сам психолог уподобляется доброму сказочнику, знающему множество сказок и помогающий клиенту заменить неадекватную "сказку" на более адекватную. При внешней метафоричности предложенного образа в нем отражена сформировавшаяся в последние годы в социальной психологии ориентация на изучение "жизненной" феноменологии, нахождение объяснений своеобразия интерпретации "жизненной" эмпирии с позиций конкретного человека, а не некой абстрактной сущности. В социальной психологии и психологии личности эта ориентация наиболее последовательно представлена в рамках экзистенциально-феноменологического подхода, позиции которого разделяются психологами феноменологического, экзистенциального, конструктивистского, дискурсивного, гуманистического направлений, а так же многими исследователями когнитивной и психодинамической традиций, занимающихся проблемами человеческой самости, социального познания, интра- и интерсубъективности
В настояще время публикация недоступна.- http://go2bsu.narod.ru/libr/28_YA/yanchuk/ekzest_f.rar